Об итогах довыборов в ВР
Официальных результатов довыборов, состоявшихся 17 июля, еще нет, по отдельным из семи округов, скорее всего, могут быть судебные иски (в частности, по 114 округу), но о тенденциях и предварительных результатах избирательной кампании, безусловно, уже можно говорить.
Во-первых, крайне низкая явка. И дело, думаю, не только в жаркой погоде, но и в целом в низком интересе граждан к избирательной кампании. Такая явка на довыборах дает повод говорить о низком интересе и к возможным досрочным выборам в Верховную Раду. Общество ожидает не выборов самих по себе, а умения политиков/чиновников работать и демонстрировать результат в период текущей поствыборной политической деятельности.
Во-вторых, большая часть нарушений на довыборах связана с особенностями мажоритарной системы. Собственно, во время парламентской кампании 2014 года самые значительные нарушения были как раз на мажоритарных округах.
В-третьих, партия власти не выиграла ни в одном из округов. Впрочем, победа Татьяны Рычковой в Днепропетровске может быть записана в актив БПП, поскольку Рычкова как советник министра обороны – по сути, член команды президента. Но не прохождение ни одного из кандидатов непосредственно от БПП – это, с одной стороны, минус для партии. А с другой – наоборот, плюс, так как означает, что выборы проходили без какого-либо давления и использования властного ресурса (думаю, это была сознательная позиция власти).
В-четвертых, выигрыш кандидатов «Батькивщины» (Юрия Одарченко и Руслана Богдана) в двух из семи округов, что опровергает заявления представителей этой партии о якобы массовых фальсификациях. В то же время, партиям-победителям не стоит преувеличивать значение своей победы – она слишком относительная по отношению к количеству избирателей в округах. Так, например, за Одарченко проголосовали пока менее 5000 избирателей, за Богдана – чуть более 7000. То есть, «казус Звягильского», когда в 2014 году за него проголосовали 1500 человек, сохраняется.
В-пятых, глобально итоги перевыборов не повлияют на расклад в парламенте. Базовый маркер, определяющий позицию и поведение парламентских партий – отношение «за» или «против» к досрочным парламентским выборам.