Реформы в МВД и "новая" патрульная полиция с момента рождения подвергаются критике – "копы" в красивой форме оказались не очень действенным орудием борьбы с уличной преступностью. Не считая огромного количества разбитых "Приусов", два крупных инцидента недавней истории патрульной полиции стали моментами истины. 7 февраля 2016 в Киеве, когда полицейский Сергей Олийнык в ходе задержания автомобиля застрелил ни в чем не повинного пассажира.
25 сентября 2016 года, бывший боец добробата "Торнадо" застрелил полицейского и его напарницу в Днепре. Оба случая стали показателями явного несоответствия профессионального уровня "новой полиции" современным украинским реалиям.
"Страна" пообщалась с несколькими патрульными полицейскими и выяснила, что происходит внутри этой структуры.
Мы руководствуемся законами и инструкциями, которые писали "фантазеры"
"Когда я шел на работу в полицию, то был уверен, что нам – "новым полицейским" предстоит изменить весь дурной имидж бывшей милиции. Поначалу так думали все. От нас, курсантов, до наших преподавателей, - рассказывает лейтенант киевской полиции Виктор В, - На курсах преподаватели очень ярко и красочно рассказывали о том, что у нас реформы, о том, что мы будем хорошими копами, учили нас законодательству, учили нас тактике работы патрульной полиции США, тактике защищаться, обеспечивать безопасность граждан, напарников и себя самого. Когда уже начали реально работать, все поняли, что одного нашего желания изменить полицию изнутри – мало. Благие стремления нужно подкрепить законами. Но этого сделано не было. В результате из всех запланированных изменений в законодательстве поменяли только несколько статей в КУоАП (Кодекс Украины об административных правонарушениях – ред.) и придумали бредовый Закон Украины "Про национальную полицию" - утверждает инспектор киевской патрульной полиции Вячеслав З.
"Почему Закон "О полиции" бредовый? Все просто – его писали те, кто о патрульной службе знает лишь в теории. Либо просто фантазеры. Например, кто писал одну из статей этого закона, что спец-средство – резиновую палку, можно использовать для задержания нарушителя? А газовый баллон можно использовать только при нападении на полицейского? Набор "спецсредств" ограничен лишь палкой, наручниками, газовым баллончиком и боевым пистолетом "Форт". И на применение каждого есть куча инструкций. Если нарушишь хоть одну из них – пойдешь под суд. Любой из полицейских, прежде чем применить пистолет, сто раз подумает о последствиях. Естественно, это отразится на скорости принятия решения. Следствием этого может быть смерть полицейского – если на тебя кидается вооруженный ножом преступник, патрульный не должен мучительно размышлять над тем, что из спецсредств применить и над последствиями своего выбора" - сокрушается киевский полицейский.
"Реализовать подготовку по тактике полиции США нет возможности. Например, ни один украинский закон не обязывает водителя класть руки на руль при остановке. Пока полицейские пробивают нарушителя по базе, он может убить патрульных раз сто. Именно так получилось в Днепре – пока "торнадовца" проверяли по компьютеру, он выхватил пистолет и застрелил обоих… Помните огромное количество видео, как раньше ГАИшники не могли вытащить нарушителя из машины? С тех пор ничего не изменилось. Так и мы - как клоуны стоим у закрывшегося в авто водителя и сделать ничего не можем. Никто не может сказать, что у нарушителя на уме и есть ли у него при себе оружие. Таких случаев как в Днепре, могло быть намного больше!»
Одним из факторов, который очень вредит работе "копов", по мнению лейтенанта полиции Виктора В., стало отношение "старых" правоохранительных структур к новой полиции. «В судах, прокуратурах и управлении Внутренней безопасности нам, патрульным полицейским просто не верят. Судьи и прокуроры откровенно считают нас какими-то проходимцами, надевшими форму и погоны и назвавшимися полицейскими. Любые документы о правонарушениях, составленные нами, в судах изначально считаются недостоверными – судьи и прокуроры прежде всего ищут в них процессуальные ошибки, считая нас неучами и непрофессионалами. Управление внутренней безопасности и наша «внутренняя служба безопасности» - отдел мониторинга, видит в нас старых милиционеров патрульной службы, которые искали способы "срубить" деньги по любому поводу. Любой из тех, на кого мы составили протокол, может запросто накатать "телегу" в УВБ, даже если у него нет никаких доказательств в коррупции. Итог – открытое "автоматом" служебное расследование и тщетные доказательства того, что ты не верблюд" .
По словам многих собеседников "Страны" в "новой полиции", помимо "тормозящих" инструкций по применению спецсредств и оружия, большинство патрульных просто психологически не готово применять оружие по живым людям. Даже если те вооружены и нападают на полицейских. "Несколько занятий было на курсах по самозащите и задержанию вооруженных преступников. Отработки практической стрельбы было очень мало – как сказали нам в "учебке", "патроны дорогие, их надо экономить. - рассказывает инспектор патрульной службы из Одессы Иван З. - Некоторые ребята, которые проявляют инициативу, и в сложных ситуациях законно применяют оружие, в результате отстраняются от патрулирования. Их отправляют нести службу на постах Управления, так как им, на время служебного расследования, не выдают оружие. Расследование идет по паре месяцев. Даже если расследование приходит к выводу, что оружие применено законно, энтузиазма это не прибавляет" - жалуется праввоохранитель.
Романтики уже сбежали, в новой полиции остаются от безнадеги
"Самые романтичные, те, которые пришли в полицию "менять структуру изнутри" и быть "хорошими копами", уже уволились. Реальность оказалась не столь радужной – в начальстве ходят "старые" менты, которые оценивают нашу работу по старым стандартам. По количеству выписанных штрафов, например. Да – да, отчетность по штрафам и составленным протоколам осталась! В последнее время работа патрульного считается "успешной", если экипаж "принес в зубах" толстую пачку протоколов по нарушениям ПДД. Поэтому смысла ездить по дворам и искать преступников, которые снимают номера, воруют из машин имущество, или просто следить за общественным порядком сейчас для патрульных нет смысла. Все равно за это не похвалят. А командир еще и отчитает, мол, где "показатели" работы?" - рассказывает инспектор полиции из Киева Юрий Д.
"Средняя зарплата составляет около восьми тысяч гривен. Но после штрафов реальных денег на руки получаешь совсем мало. Дело в том, что из зарплат полицейских высчитывают "штрафные" - этим занимается отдел мониторинга полиции. Например, патрульный в машине не пристегнут – штраф 500-1000 гривен, превысил на Приусе скорость или есть перерасход бензина - 1000-1500 гривен. Обедал "долго" - больше 20 минут – штраф. Доказать никому ничего нельзя, даже если пишешь рапорт о причинах перерасхода топлива. Служебные расследования вообще не проводятся. Потом "штрафные" деньги распределяются между командирами батальонов и отделом мониторинга. В отделе мониторинга работают вообще неучи, которые подбираются туда неизвестно как. Снимать с нас деньги руководство готово из-за любой мелочи, особо не разбираясь. В общем, в патрульной полиции остались лишь те, кому деваться уже некуда. От безнадеги и безработицы" - добавляет полицейский Юрий Д.
Начальство предлагает "показать зубы"
"Каждое утро начинается с прекрасного построения личного состава, на которое выходит командир батальона и командиры рот. На разводе рассказывают нам о том, что мы должны быть вежливыми, работать согласно законодательства, не бить Приусы, ну и в связи с ситуацией в Днепре, работать жестко. А вчера нам на построении заявили, мол, "время сэлфи прошло, пора показать зубы". Но никакой нужной информации о совершенных преступлениях или изменениях в патрульной службе нам не доводиться. После так называемого "инструктажа" который сводится к общим фразам, мы получаем оружие и выезжаем на службу" - рассказывает сержант патрульной полиции из Одессы Игорь С.
"Казалось бы, после случая в Днепре с нами должны были провести какие-то разборки того случая, дополнительные инструктажи. Но на самом деле ничего не изменилось. При заступлении на службу инструктажи по мерам безопасности при обращении с табельным оружием с нами не проводятся. На целевых инструктажах с нами не отрабатываются алгоритмы действий при создании нештатных ситуаций, как действовать при осмотре одного, двух-трех правонарушителей, как осматривать автотранспорт и пассажиров в нем, не учат, как страховать друг друга, не учат, как конвоировать задержанных. На все вопросы начальство отвечает: "Вас научит жизнь и улица, решительней пускайте в ход дубинки и ничего с вами не будет" – описывает напутствия начальства полицейский.
Лампочки и резина на "Приусы"
"Полицейские Тойоты Приус – совершенно не приспособлены для патрулирования. Вообще то эти машины ничем не отличаются от стандартных моделей, продающихся у официальных дилеров, все переоборудование - это "люстра" на крыше и наклейки на бортах. Лишь в некоторых машинах сзади имеется одиночная клетка, никаких бронелистов, усиленной ходовой, усиленного кузова на них нет" - рассказывает о проблемах высокопоставленный офицер полиции Александр М. из Киева, - "Большинство Приусов на данный момент по всей Украине уже неисправно и не прошли бы никаких техосмотры. Нам самим уже давно пора выписывать штрафы за то, что на дороги выпускают неисправные машины. Ходовая служебных 90 % Приусов очень плачевном состоянии. Слава богу изредка стараются менять моторное масло и тормозные колодки. Антифриз и прочие технические жидкости на Приусах не меняются никогда. Техническая служба посылает куда подальше, мол, тебе надо – ты и заливай тормозуху" - говорит одесский полицейский Игорь С.
"Резина служебных автомобилей просто "лысая". У некоторых автомобилей уже "лезет" корд с резины. Интересно долго ли такая резина проживет, и выдержит ли она нагрузку скорости? А когда едешь за нарушителем ПДД со скоростью выше 100 километров в час, и начинаешь "скользить" по асфальту, или у тебя ходовая гремит, реально становится страшно за себя и за напарника. В итоге многие наши ребята за свой счет меняют лампочки на автомобилях, заливают антифриз и тормозуху. И даже покупают дешевую резину взамен стертой – хоть на чем-то, но ездить надо. Министр МВД и высокое начальство об этом умалчивают, но половина побитых полицейских Приусов в ДТП – из-за лысой резины и изношенной ходовой части"
"А на наши вопросы в автохозяйстве полиции пожимают плечами с фразами "либо езжай так, либо оставляй автомобиль на базе". Оставить автомобиль на базе означает, что патрульный скорее всего пойдет в пеший патруль, так как замены авто нет. Другие Приусы, которые стоят на базе, с более-менее хорошим состоянием, предназначены для отделов мониторинга, административной практики, дежурных водителей, для руководства и следователей".
Не дай Бог порвать форму! Поменяешь за свой счет
"В самом начале работы новой полиции, когда с великой помпой в СМИ полицейским вручали Приусы, никто не обратил внимания, что машины просто не оборудованы для службы. Видеорегистраторы, радары скорости отсутствовали. Когда мы сели в новенькие Приусы, многие с изумлением обнаружили, что всего необходимого там нет. Спросили начальство, получили ответ, мол, ждите. Скоро приобретем. Но через месяц другой почти все наши, устав от обещаний, просто купили видеорегистраторы за свой счет. Чтобы не выглядеть идиотами перед нарушителями. Некоторые патрульные также за свой счет стараются повесить так называемые "бодикамеры" на зеркало заднего вида либо на козырек солнцезащитный, чтоб хоть как-то проводить видеофиксацию. Кстати, на сегодняшний день в управлении патрульной полиции Одессы нет ни одного радара для замера скорости движения транспортных средств!" - признается инспектор одесской полиции Юрий В.
"Бронежилеты которые сейчас выдаются патрульным, наверное, подбирали по принципу "чем неудобней, тем лучше". В Европе уже используется легкий и удобный кевлар, который очень удобно и незаметно носится нательно, но у нас же все наоборот – грязные, уродливые бронежилеты с плитами носятся поверх всей форменной одежды. Многие их стараются не надевать – если носить их постоянно, начинаются боли в позвоночнике. Материальное обеспечение полиции сейчас строится по принципу "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", кто хочет – недостающее покупает за свой счет. Доходит до смешного, даже батарейки в светоотражающие жезлы мы покупаем за свой счет – на это, по словам начальства, нет средств.
И не дай бог порвать или залить кровью форму во время дежурства! Никто не будет тебе ее менять. Новую купишь за свой счет, даже если форма порвана в ходе задержания преступника!"
Наши видео – "теряют", а включенные "люстры" на "Приусах" спугивают воров
"Во время службы мы должны следить и за охраной порядка, и предупреждать нарушения ПДД. Все это – сопровождается огромным количеством протоколов, а все наши действия должны подтверждаться видео с "боди-камер". Все протоколы и видео мы должны сдавать начальству. Который в свою очередь, должен передать все это в отделы административной практики. Но на самом деле наши видеозаписи в 90 % случаях "теряются". Или просто не доходят из отделов админ практики в суды. Часто суды оправдывают задержанных нами нарушителей просто потому, что в суд не попала видеозапись. А сотрудники отделов админпрактики отвечают нам, мол, у них нету дисковода и дисков чтобы записать видео и прикрепить к материалам… Круг замкнулся, получается, мы работали зря" - рассказывает одесский инспектор полиции Юрий В.
"В ходе службы столкнулись с тем, что мигающая "люстра" на Приусе – спугивает воров и грабителей с места преступления. Нас часто ругают за то, что воры или хулиганы сбежали с места преступления. И одновременно говорят, что что основа работы патрульной полиции это профилактика правонарушений. А поиском преступников должны заниматься сотрудники отделов полиции. В общем – замкнутый круг…"
Как сообщала "Страна", 27 сентября на заседании Кабмина между главой МВД Арсеном Аваковым и главой Минфина Александром Данилюком возникла словесная перепалка из-за перераспределения 97 миллионов гривен на нужды правоохранителей.
Ранее глава МВД заявил, что хочет расширить права копов, введя презумпцию правоты полицейского. К чему это приведет - разбиралась "Страна".
Также после вооруженного нападения и гибели полицейских в Днепре министр внутренних дел Арсен Аваков намерен ужесточить инструкцию по применению оружия сотрудниками Национальной полиции Украины. Он также заявил о принятии на вооружение патрульными и полицейскими электрошокеров.