Андрей Дайнеко
Нехватка доллара в Украине может в марте вылиться в рост курса до 28 грн./$. Эксперты говорят об этом уже совершенно открыто, и многие считают этот прогноз не самым пессимистическим.
Ждут новой эмиссии гривны
«На мой взгляд, сохранится тренд на падение курса гривны, отскок возможен в случае появления хороших новостей от МВФ. Надеюсь, значения на межбанке не превысят отметку в 28 гривен за доллар», — отметил эксперт KPMG в Украине Павел Логинов.
Очень многое в этом месяце будет зависеть от политического момента: как быстро наши власти смогут договориться о перезагрузке (в любой форме) и снова наладить диалог с Международным валютным фондом. Там уже сказали, что не будут финансировать абстрактное правительство и потребовали четкого закрепления обязательств за конкретными персоналиями.
«Если политическая напряженность спадет и будет продолжено финансирование со стороны МВФ, мы ожидаем стабилизации ситуации на валютном рынке в марте. Но если политическая нестабильность сохранится, шансы на потерю внешних заимствований возрастут, а дефицит бюджета придется покрывать путем печатания гривны. В таких обстоятельствах логичным станет новый виток роста доллара и ускорение инфляции», — считает аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.
В Международном валютном фонде видят не столько спасителя, сколько гаранта. Ведь сколько бы не выделил МВФ Украине — один или сразу два транша ($1,7 млрд. или $3,4 млрд.) — все пойдет прямиком в золотовалютные резервы Нацбанка, и если и будет поступать на валютный рынок в виде нацбанковских продаж, то мизерными порциями. По $15-20 млн. за раз.
В тоже время для всех остальных иностранных кредиторов Украины продолжение сотрудничества с Фондом станет сигналом для финансирования проектов в нашей стране. На него ориентируется и Европейский банк реконструкции и развития, и Всемирный банк, и немецкий банк развития KfW, и многие другие. Они финансируют, как муниципальные проекты в нашей стране, так и коммерческие, и их средства не только помогают финансировать разного рода программы, но и снабжать межбанк долларом.
В случае обострения политического кризиса и без кредитных и инвестиционных вливаний, эмиссия гривни действительно может стать ключевым источником средств для власти. И тогда новый виток девальвации нацвалюты станет неизбежным.
«Прохождение этого периода может сопровождаться эмиссией гривны, что будет подогревать спрос на валюту, как инструмент сбережений. При этом, сам рост курса провоцирует дополнительный спрос, поскольку доверие к банковской системе остается низким, а свободные ресурсы идут на покупку валюты», — подтвердил ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Андрей Шевчишин.
Откуда возьмется доллар: русские банки, аграрии и металлурги
Кроме кредитов валюту в марте ждут еще из двух источников. Первый — это экспорт, и здесь прогнозы не самые лучшие. В первую очередь, из-за не улучшающейся ситуации в металлургическом секторе, где мировые цен на сталь просели на 20%, и не возвращаются на прежние позиции. На это уже ни раз ссылалась председатель Нацбанка Валерия Гонтарева, и это подтверждается текущей финансовой отчетностью: например, вчера горно-металлургическая группа «Метинвест» сообщила о снижении своей выручки на 9,5% в балансе за декабрь.
«Металлурги, которые всегда были одними из ключевых валютных поставщиков в стране, этой зимой действительно заметно меньше продают доллара на межбанке. Это сказывается на рынке — возникает дефицит валюты, и растет курс американской валюты. Меньше с начала 2016 года стали продавать и аграрии, но мы рассчитываем на постепенное восстановление этой экспортной составляющей. Скорее всего, где-то с середины марта. Но это приблизительный срок, и объемы поступлений пока сложно предсказывать», — рассказали в Райффайзен Банке Аваль.
К тому же финансисты допускают, что многие крупные компании (особенно растениеводы) будут оставлять значительную часть своей выручки за границей: там, а не в Украине делать крупные закупки нужных для производства товаров. То есть значительная часть валюты может и не поступить в страну.
«В марте аграрный сектор — это как раз основной потребитель валюты, так как аграрии активно закупают импортные семена, пестициды, удобрения и топливо перед весенней посевной. Одновременно аграрии начинают продавать запасы зерна для финансирования посевной. В основном в этот период они активно продают запасы яровых культур, так как большая часть озимых пшеницы и ячменя уже продана в первой половине маркетингового года. Однако учитывая падение урожая кукурузы в этом маркетинговом году на 20%, экспорт зерновых в 1 квартале 2016 г значительно просядет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только экспорт подсолнечного масла и других продуктов переработки подсолнечника будет оставаться стабильным», — проанализировал ситуацию главный экономист отдела стратегического планирования UniCredit Bank Андрей Приходько.
Второй источник валюты в начале весны — это инвестиции в банки. НБУ продолжает проверки в финансовом секторе, и по их итогам требует от владельцев банков вливать в свои структуры дополнительный капитал. Чаще всего это виртуальные деньги — акционеры учитывают в капиталы ранее предоставленные кредитные линии, то есть разрешают своим финучреждениям их не возвращать. И массовость такого подхода подтвердила на днях и.о. заместителя председателя Нацбанка Катерина Рожкова.
Однако есть и немногочисленные случаи вливаний так называемых «живых денег». То есть завода в Украину крупных партий доллара, конвертации их в гривну на межбанке и вложений в капитал. Такой подход позволяет привлечь доллар в Украину. И в ближайшее время подобных вливаний ждут только от одного финучреждения — Проминвестбанка (его акционера — российского Внешэкономбанка). Однако, как признались в самом ПИБе, до сих пор неясно — ни когда точно поступят вливания в киевский банк, ни какой именно объем средств будет перечислен. Так что здесь пока нет никакой определенности.
Были весной надежды на и еще на один — третий источник валюты — приватизационный. На то, что продаваемые Фондом госимущества госпредприятия будут интересные не только внутренним инвесторам, но и иностранцам. Однако власти только начали готовить государственные компании к продаже (вчера ФГИ сообщил о подготовке конкурсов по четырем облэнерго), и этот процесс может занять не один месяц.