Чума, лихорадка, хантавирус. Чем занимаются в Украине секретные биолаборатории США

Виктория Венк

Лаборатория. Заставочное фото с сайта elgezit.kg

Сегдня посольство США в Украине признало, что в Украине действуют опекаемые Пентагоном биологические лаборатории. 

Заявление дипломатов прозвучало после открытого письма народных депутатов об угрозах, которые представляют эти исследовательские центры для украинцев. 

Однако американцы угрозы отрицают и говорят, что ведется научная работа в исключительно мирных целях. А разговоры об угрозах списывают на "российскую дезинформацию".

"Страна" разбиралась в этой истории. 

О чем заявили депутаты Рады

14 апреля нардепы от "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктор Медведчук и Ренат Кузьмин написали запросы четверым руководителям страны: президенту Зеленскому, премьеру Шмыгалю, главе СБУ Баканову и министру здравоохранения Степанову. 

В обращении со ссылкой на сербские и болгарские СМИ сообщается: у США есть более 400 бактериологических лабораторий по всему миру, в том числе не меньше 15 в Украине.

Там работают исключительно американцы, а финансируются они за счет Минобороны США. Лаборатории размещены в Одессе, Виннице, Ужгороде, Львове (три), Киеве (три), Херсоне, Тернополе и неподалеку от Крыма и Луганска. 

Нардепы отмечают, что функционирование американских биолабораторий в Украине началось во времена президентства Виктора Ющенко и премьерства Юлии Тимошенко – 29 августа 2005 года.

Тогда между Минобороны США и Минздравом Украины были подписаны соглашения о сотрудничестве относительно профилактики технологий пролиферации (разрастание ткани организма путем размножения клеток делением. – Ред.), патогенов и экспертиз, которые могут быть использованы для развития биологического оружия. 

"Фактически работы в лабораториях ведутся по программе биологических экспериментов. Бюджет составляет 2,1 миллиарда долларов и финансируется американским Агентством по снижению угрозы безопасности. К этой деятельности подключился и "Научно-технический центр в Украине" – международная организация, которая финансируется американскими властями и сотрудники которой имеют дипломатический иммунитет. Указанная организация занимается финансированием проектов по созданию оружия массового поражения", – пишут Медведчук и Кузьмин. 

Далее народные депутаты указывают, что после запуска биолабораторий в Украине наблюдались вспышки инфекционных заболеваний.

"Так, в Тернополе в 2009 году возник вирус, вызывающий геморрагическую пневмонию. Ее жертвами стали 450 украинцев. В 2011 году в Украине была вспышка холеры – умерли 33 человека. Через три года холеру диагностировали уже 800 гражданам, еще через год в Николаеве зафиксировали более 100 случаев холеры". 

Еще нардепы привели такие примеры. В январе 2016 года в Харькове 20 военнослужащих умерли от похожего на грипп вируса, более 200 были госпитализированы. Двумя месяца позже в Украине было зафиксировано 364 смерти. "Причина – свиной грипп того же штамма грипп, который привел к мировой пандемии в 2009 году", – указывают Медведчук и Кузьмин. 

Далее они указывают, что в 2017 году в Николаеве была вспышка гепатита А. Летом этого же года аналогичные очаги инфекции были в Запорожье и Одессе, а осенью – в Харькове. 

"В 2010-2012 годах (то есть уже при Януковиче. – Ред.) власть Украины инициировала проверки, соблюдают ли в лабораториях все меры предосторожности. В результате был выявлен ряд грубых нарушений, которые могли привести к утечке штаммов опасных инфекций. Был даже зафиксирован факт выведения вытяжной вентиляции в помещения садика", – указывается в обращении Медведчука и Кузьмина. 

Затем нардепы пишут, что в 2013 году президент Виктор Янукович отказался от такого сотрудничества с США. Но уже в 2014 году Петр Порошенко его продолжил. "Вполне вероятно, что власти Янукович лишился при активном участии правительства США именно из-за отказа от сотрудничества с Пентагоном", – предполагают депутаты от "Оппоплатформы".

В завершении они указывают: "Не исключено, что тайная и непрозрачная деятельность опасных иностранных объектов на территории Украны имеет задачу тестирования действия вирусов и бактерий на организмах украинцев", и просят руководство Украины разобраться в этом.

Тема с биологическими лабораториями США в Украине не новая, и непосредственно Кузьмин ведет ее на протяжении ряда лет. 

"Известно, что Женевская конвенция 1972 года запрещает производство бактериологического оружия, и по этой причине американские военные не производят его на территории США. А зачем, ведь в мире так много прекрасных испытательных полигонов, как Украина или Грузия, где можно производить и испытывать на местном населении любые смертоносные вирусы? Достаточно лишь создать военную лабораторию, дать ей безобидное название, типа "Лаборатория санэпидэмстанции", и приставить к ней своего куратора…" – писал Ренат Кузьмин в "Фейсбуке" в 2018 году. 

Он упоминал эту тему в связи в разоблачениями грузинского экс-министра госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе. В 2018 году тот заявил, что американский Центр Лугара, который находится в Тбилиси, испытывал на грузинских гражданах препарат "Совалди" американской фирмы "Гилеад Сайенсиз". В результате чего якобы погибли 73 добровольца. 


 

Ответ посольства США о биоэкспериментах в Украине

22 апреля посольство США в Украине ответило на обращение Кузьмина. Ответ был не лично нардепам, а в целом на "российскую дезинформацию". 

Посольство подтвердило, что биологические программы в Украине курирует Министерство обороны США. Что само по себе уже примечательно.

Однако, по словам дипломатов, работает Пентагон в Украине вместе с нашим правительством. Цель – "обеспечение защищенного хранения возбудителей болезней и угрожающих токсинов в государственных учреждениях". Чтобы при этом можно было проводить мирные исследования и разрабатывать вакцины.

"Мы также работаем с нашими украинскими партнерами, чтобы развить способность Украины выявлять вспышки, вызванные опасными патогенами, прежде чем они будут представлять угрозу безопасности или стабильности", – пишет американское посольство в Украине. 

Дипломаты указывают, что их совместные усилия помогают гарантировать, что опасные возбудители не попадут в чужие руки. И перечисляют конкретные украинские ведомства, с которыми взаимодействуют:

Американцы рассказывают, что программа по снижению биологической угрозы Министерства обороны США сотрудничает со странами-партнерами в борьбе с угрозой вспышек (преднамеренных, случайных или естественных) самых опасных инфекционных заболеваний в мире. Среди таких партнеров есть и Украина. 

Что конкретно делается в лабораториях, дипломаты пишут очень обтекаемо: проводятся "исследовательские партнерства" и "меры биологического наблюдения". Но некоторые описания проектов все же приводят:

Затем американцы приводят еще несколько интересных фактов. А именно: что они модернизировали многие лаборатории Министерства здравоохранения Украины и Гослужбы безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. А буквально в 2019 начали строить две лаборатории в Киеве и Одессе.  

Еще одна часть американо-украинского сотрудничества – научное менторское письмо. То есть представители США учат украинских коллег готовить публикации для получения в дальнейшем грантов. 

В 2016 году, указывают в посольстве США, Украина присоединилась к американскому "эпиднадзору за болезнями на Востоке". Помимо нашей страны в группу европейского региона входят Азербайджан, Грузия, Казахстан. 

Также в посольстве напомнили, что Украинский научно-технологический центр (УНТЦ/STCU), о котором упоминает Кузьмин в своем запросе, это межправительственная организация, созданная еще в 1993 году. Сейчас в нее помимо Украины и США входят Азербайджан, Европейский союз, Грузия, Молдова и Узбекистан.

В завершение всего этого американцы пишут, что подобное американско-украинское сотрудничество нужно для "глобального мира и процветания путем уменьшения рисков, связанных с химическим, биологическим, радиологическим и ядерным оружием". 

Что еще известно о лабораториях США в Украине 

В интернете информации об американских биологических лабораториях в Украине немного. Одно время о них писали болгарские и сербские сайты – на их данные и ссылался в своем запросе Ренат Кузьмин.

Так, болгарские журналисты публиковали карту лабораторий в Украине.

Журналисты также публиковали документы, по которым Пентагон финансировал лаборатории в Харькове и Днепропетровске (бывшие областные СЭС). Одна из них получила полтора, вторая – два миллиона долларов с 2010 по 2012 годы.  

Также в архиве сайта Госдепартамента есть соглашение Украины и США от 29 августа 2005 года. Оно касается сотрудничества в сфере предупреждения распространения технологий, патогенов и опытов, которые можно было бы использовать при создании биологического оружия.

Договор подписали Пентагон и Минздрав Украины, который на тот момент возглавлял Николай Полищук. В документе много интересного.

Так, например, в нем говорится, что Минздрав должен пересылать в Минобороны США копии опасных патогенов, которые появятся в результате исследований украинских лабораторий.

Также стороны договорились держать информацию о результатах своей деятельности в секрете. Причем если их считает секретными Пентагон, то они автоматически становятся таковыми в Украине. 

И наоборот – если Украина какую-то информацию засекретила, то для американцев она должна быть все равно доступной. 

При этом соглашение требует привлекать к этому проекту как можно меньше людей – "минимизировать число людей с доступом к информации с ограниченным доступом". 

Интересная информация также есть о Международном научном центре, о котором рассказывало посольство и который курирует украинские лаборатории. Судя по документам, его работники защищены ни много ни мало – дипломатическим иммунитетом. 

То есть, судя по всему, крайне важная для США в Украине структура. 

Впрочем, сам факт существования таких соглашений – еще не доказательство того, что в лабораториях производят или испытывают на украинцах опасные патогены. Но зачем американцы открывают столько лабораторий и вкладывают немалые деньги – при этом обволакивая эту тему завесой секретности? 

Да еще и под эгидой военного ведомства США.

Свое объяснение дает журналист Юрий Ткачев.

"Лаборатории эти занимаются изучением поведения опасных патогенов в определенных региональных условиях – с учетом климатических, демографических и иных факторов. 

Данные исследования можно назвать исследованиями двойного назначения: с одной стороны, они действительно важны с точки зрения оценки угроз распространения того или иного заболевания (той же лихорадки Крым-Конго) и разработки рекомендаций по борьбе с ним. С другой – результаты исследования могут быть использованы и при разработке бактериологического оружия для применения в том или ином регионе", – написал Юрий Ткачев в своем Telegram-канале. 

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.