Во вторник, 18 декабря, в Институте сердца должны выбирать нового руководителя. В ноябре истек договор с нынешним директором - Борисом Тодуровым. Это фактически основатель Института. И самый известный кардиохирург в Украине.
Именно его скорее всего переизберет коллектив медучреждения во вторник. Что не по нраву нынешнему руководству министерства здравоохранения.
Дело в том, что Тодуров был одним из первых украинских врачей, кто открыто обвинил Ульяну Супрун в десятках тысяч смертей - из-за срыва госзакупок лекарств.
После этого в министерстве не скрывали, что добиваются увольнения Тодурова. А за несколько дней до его вероятного переизбрания в Институт нагрянули радикалы из С14, которых открыто поддержала Супрун.
И это, судя по всему, была только репетиция - поэтому националистов ждут и в день выборов. "Страна" разбиралась, почему кипят страсти вокруг Института сердца.
Чем так важен этот институт?
Институт сердца был создан в 2008 году. Примером для него послужила клиника Herzzentrum, принадлежащая Немецкому кардиологическому центру в Мюнхене, Германия.
По официальным данным, в Институте сердца проходит каждая третья операция по аортокоронарному шунтированию. В 2016 году институт выполнил 5940 операций – больше, чем другие медучреждения Украины.
Его возглавляет профессор Борис Тодуров, который первым в Украине сделал пересадку сердца пациенту. Он был одним из инициаторов создания этого учреждения и с самого основания его возглавлял. Сначала это был Киевский городской Центр сердца.
26 декабря 2013 года Тодуров добился перевода медучреждения из коммунальной в государственную собственность с подчинением МОЗ Украины. Утверждалось, что это сделано во избежание банкротства и перехода в частные руки. С тех пор оно называется Институт сердца.
В Институте сердца Тодуров организовал внедрение системы eHealth и управления качеством. В результате процент неудачных операций здесь ниже, чем в средних клиниках Европы, и составляет менее 1 %. Это дало возможность в 2015 году Институту первому в СНГ удовлетворить требования международной аккредитации - и теперь страховые компании могут направлять сюда на лечение иностранцев.
Что, собственно, уже и происходит. В декабре 2016 года в Институте сердца прооперировали мать посла США Мари Йованович. Медучреждение является партнером дипломатического корпуса и оказывает помощь иностранным чиновникам и их родным.
Сам Тодуров активно ведет блоги и занимается просвещением в области профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Он также неоднократно выступал против главы Комитета ВР по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец и ее заместителя Оксаны Корчинской. Также он постоянно критикует работу Министерства здравоохранения и его главы Ульяны Супрун.
Как начинался конфликт
Отношения Ульяны Супрун и Бориса Тодурова испортились уже давно. На поверхность их конфликт вышел в 2017 году, когда хирург у себя в Facebook написал все, что думает о министре (ныне этот пост удален).
Основная мысль - новая команда Минздрава провалила госзакупки, отдав их в управление сомнительным международным организациям. В итоге, заявил Тодуров, людей от недостатка лекарств и оборудования умерло больше, чем за время АТО.
Вторая проблема - окружение нового министра, которое общается с заслуженными врачами Украины "через губу" и не владеет предметом, которым занимается.
Супрун в ответ бросила Тодурову обвинение в защите коррупционной системы, да и вообще крепко на него "обиделась". Раз за разом открыто заявляя, что уход хирурга со своей должности - лучший вариант.
Даже когда Счетная палата провела аудит института, в МОЗ негодовали, что в него так и не попал "компромат" на учреждение. Который Минздрав опубликовал самостоятельно. Среди нарушений, которых не увидели в Счетной палате, но заметило ведомство Супрун - ненадлежащая работа в режиме 24/7 (инфарктников принимали больше днем, чем ночью) и переплата на закупках ряда препаратов.
В конце сентября Минздрав объявил конкурс на замещение должности главы Института. Конкурс откровенно странный. Среди требований к соискателю, нет ни медицинской, ни "сердечной" специализации.
От претендента необходимо: украинское гражданство, владение украинским языком, научная степень доктора наук или доктора философии (!), а также не менее 10 лет стажа на должности научного - или научно-педагогического работника.
Скриншот с сайта МОЗ
Впрочем, по закону, выбирать из предложенных Минздравом "философов" полномочны только сотрудники института. Поэтому у Бориса Тодурова есть весомый шанс еще на пять лет остаться в кресле главного врача.
Видимо, по этой причине в институт на днях и нагрянули радикалы. Законными методами избавиться от "невозможного" Тодурова министерство пока не может.
Атака С14
14 декабря - за четыре дня до выборов - в Институте сердца началось важное собрание. Врачи обсуждали, как проводить выборы, если срывать их явятся радикалы.
Прецедент был создан в феврале, когда националисты ворвались в палату Института сердца, где находился Юрий Крысин - "титушка" времен Майдана и убийца журналиста Вячеслава Веремия. Новая власть несколько лет кряду не могла посадить его за решетку, а судьи регулярно отпускали уголовника.
Говорили, что Крысин пошел на сделку со следствием и получил "крышу" при новой власти. На эту версию работал условный срок, который "Шкаф" получил за жестокое убийство журналиста. Однако под давлением общественности против него открыли новые дела. На многие судебные заседания Крысин не являлся под предлогом болезни - как выяснилось, он лечился в одной из палат Института сердца.
Туда 26 февраля ворвались националисты и облили Крысина зеленкой. "Подвиг" оказался сомнительным - "народная месть" в больнице, где ежедневно идут операции, выглядела скорее дикостью.
После этог "рейда" Минздрав, что показательно, осудил не действия С14, которые явно нарушили закон, а клинику, обвинив Тодурова чуть ли не в укрывательстве опасного преступника.
На собрании врачей 14 декабря как раз и обсуждали, как реагировать на подобные ситуации во время выборов нового директора. Когда заметили, что в зале есть посторонние. Незнакомая девушка снимала совещание на мобильный. Позже к ней присоединились трое молодых людей, которые ожидали в коридоре. Это были активисты С14.
Охрана заблокировала радикалов, а доктора по их словам, вызвали полицию. Тем временем на подмогу своим приехала группа поддержки националистов - которых впрочем дальше дверей так и не пропустили. Потом полиция увезла задержанных, и радикалы поехали "отбивать" их у полиции.
Радикалы объяснили, что пытались ворваться в институт, чтобы посмотреть, как врачей "натаскивают" противостоять активистам. Чего Тодуров, кстати сказать, не скрывал - что плохого в умении реагировать на кризисные ситуации?
Однако в Минздраве снова поддержали националистов, а не врачей - и почти фразами С14 заговорила Ульяна Супрун. Она заявила в Facebook, что Борис Тодуров организовал специальный тренинг, где обучал сотрудников "симулировать потерю сознания", а другим приказал "спровоцировать конфликт", если в больницу придут радикалы.
"Врачам и медсестрам раздали роли - от одних требовали симулировать потерю сознания, а другим приказали спровоцировать конфликт, чтобы можно было зафиксировать на видео манипуляции, чтобы выглядеть не агрессором, а жертвой. К чему такие тренировки? Для того, чтобы научиться волку надевать овечью шкуру, потому что в обществе появился мощный запрос на порядочных людей, а лжецам, манипуляторам и агрессорам украинцы уже не верят?" - отметила она.
Супрун подчеркивает, что во вторник, 18 декабря, в Институте сердца состоятся выборы главного врача. И Тодуров "очень боится потерять свое феодальное княжество, если решил готовить врачей быть его актерами".
Чиновник акцентирует, что об этом тренинге также узнали активисты С14.
"Девушке, которая сняла сегодня на видео фрагмент выступления Тодурова, 16 лет. Как мне сообщили - ее окружили 5 мужчин и не выпускали даже когда прибыла полиция. Требование было одно - удалить видео. Патрульную полицию вызвали в 16:19 ее друзья, которые были рядом. Не Тодуров. Время вызовов можно будет проверить, обратившись в правоохранительные органы", - сообщает Супрун (при этом задержали почему-то тех, кто, по версии министра, и вызвал полицию - но этого факта глава МОЗ не поясняет).
У Тодурова была своя версия событий. Он говорил, что активисты ворвались в институт, даже не надев бахилы. А целью их визита стала попытка "прощупать оборону" больницы, где, кстати, находятся несколько десятков тяжелых больных и ежедневно идут операции.
Но даже в этой ситуации националисты успели назвать Тодурова "сепаром" и узнать у него, чей Крым.
После событий 14 декабря сообщество опять разделилось. В когорте известных врачей поддержали Тодурова - его начал защищать педиатр Евгений Комаровский. А вот в лагере "реформаторов" ополчились на хирурга. Дошло до того, что замминистра финансов Макс Нефедов, вообще не имеющий отношения к медицине, сравнил Тодурова с доктором Менгеле - нацистским врачом, который ставил опыты на живых людях.
Кого в итоге выберут врачи после атак С14 и МОЗ
Судя по риторике министра, она попыталась показать врачам Института сердца, что Тодуров их использует - пытаясь таким образом повлиять на исход избрания нового руководителя во вторник. Но, судя по всему, эта попытка была не слишком удачной. Коллектив больницы после всех событий написал открытое письмо президенту, премьеру, силовикам и послу США Мари Йованович (чья мать проходила операцию в институте).
"Открытое обращение коллектива Государственного учреждения "Институт сердца Министерства здравоохранения".
Институт сердца проводит 6000 операций на сердце каждый год. Коллектив доводит до сведения, что 18 декабря состоятся выборы Генерального директора больницы и сообщает о возможных провокациях со стороны различных псевдообщественных организаций!
Просим всех неравнодушных ознакомиться с обращением коллектива и поддержать нас, чтобы сделать невозможным срыв выборов руководителя учреждения. Всех, кто может быть причастен к срыву свободного волеизъявления коллектива, просим остановиться и не провоцировать людей к радикальным действиям", - говорится в открытом обращении медиков.
Понятно, что почти 600 подписей работников института вряд ли впечатлят оппонентов - в Минздраве наверняка заявят, что автографы врачи ставили в "принудительном" порядке. Однако по сути это смотр войск, который удался. Институт не выглядит деморализованным перед выборами.
В письме описан механизм избрания нового директора. По уставу, голосовать будут 22 научных работника. При этом раньше их было больше - но, согласно приказу Минздрава, количество "ученых" ставок за последнее время сократилось (что само по себе интересный факт).
В итоге врачи просят власти обеспечить безопасность выборов 18 декабря. И, судя по тому, что радикалы допустили фальстарт и проявили себя на несколько дней раньше срока, меры защиты будут приняты действительно серьезные.
Поэтому выборы скорее всего сорваны не будут. И шансы на победу Тодурова в них по-прежнему высоки. Что, впрочем, не исключает и дальнейших попыток как-то помешать этому процессу. Поэтому "Страна" будет внимательно следить за днем выборов.