Почему стариков сдают в частные дома престарелых

После пожара "Страна" пообщалась с директорами и владельцами домов престарелых и выяснила, кто и почему туда попадает

Анастасия Рафал

Частные дома престарелых обещают старикам уход и кофорт за 6-15 тысяч в месяц, Фото с сайта дома престарелых "Золотая осень"

Пока следственные органы выясняют, что стало причиной пожара в частном доме престарелых в Литочках, "Страна" разбиралась, почему старики доживают век в подобных учреждениях. 

Больше 80 домов престарелых 

Светлана Сом длительное время опекала дома престарелых в качестве волонтера. Сообща с фондом "Таблеточки", ребята покупали для стариков матрасы, подушки, кровати. И даже помогли сделать ремонт в Вышгороде, после чего и государство обратило внимание на плачевное состояние дома, и добавило еще 3,5 миллиона гривен на ремонт. 

— Всего в Украине порядка 80 государственных домов престарелых, — рассказывает Светлана. — Но попасть туда практически нереально. Очереди бешеные. И только в том случае, если кто-то из постояльцев дома престарелых умирает, на освободившееся место приезжают новые бабушка или дедушка.

Почему старики попадают в такие заведения? 

 

— Треть постояльцев домов престарелых — это люди с отклонениями психики, которых не принимают в специализированные лечебные учреждения, — продолжает Светлана Сом. — Добавьте сюда людей брошенных, страдающих алкоголизмом. Есть и молодые, за которыми некому ухаживать. Например, в Днепропетровске я познакомилась с девушкой 28 лет, у которой нет рук и ног. И она рисует зубами. В дома престарелых попадают и люди с ДЦП, синдромом Дауна. У нас некуда девать таких людей. Сейчас достаточно много открыто частных домов престарелых. По моим личным ощущениям, у нас в обществе к этому неправильное отношение. Считается, что детско-родительские отношения — это такая огромная пожизненная обязаловка. Но на самом деле, это нормальный формат, когда люди пожилые находятся в своей среде, и под присмотром. А не изолированы в квартирках, куда к ним раз в пятилетку приезжают внуки. 

"Эконом" или "All inclusive"

Два с половиной года назад врач-психиатр Алексей Оснач создал частный дом престарелых "Золотая осень" в селе Подгорцы. 

— Дело в том, что несколько лет назад мне надо было лететь за границу, и некуда было пристроить дядю. Пришлось отдать его в государственный дом престарелых на Лесной. Но качество услуг там очень низкое. Дяди не стало, но идея создать частный дом престарелых осталась. 

Оснач был в числе первопроходцев.

Сегодня по запросам "частный дом престарелых" поисковые системы выдают несколько десятков сайтов.

Цены за уход за пожилыми людьми колеблются от 6 до 17 тысяч гривен в месяц. Некоторые даже предлагают градацию услуг по типу отелей: размещение "Эконом", "Стандарт" и All inclusive.

Функция платного размещения есть и в государственных домах. Это стоит порядка 3,5 тысяч гривен в месяц, и 75% пенсии старики отдают в счет дома престарелых. 

Частный дом-интернат для престарелых "Милый дом" даже предлагает такую услугу, как "Уход за пожилыми людьми за квартиру". В таком случае, как сказано на сайте, с ними заключают договор ренты, и договор пожизненного содержания. Впрочем, узнать, насколько популярна такая услуга, нам не удалось — телефон, указанный на сайте, оказался вне зоны доступа. А предложение "обратный звонок" ("укажите свой телефон, и мы перезвоним вам через 15 минут") — тоже не дало результата.

Частную территорию проверить нельзя

В целом, как можно судить по фотографиям, размещенным на сайтах, размещение в частных домах престарелых мало чем отличается от проживания в пансионатах.

Уютные комнаты, пятиразовое питание, творческие занятия, беседы с психологом, систематический осмотр врачей.  

— Бывает и хорошее, и плохое обслуживание. Дело в том, что в Украине не существует такого понятия, как частный дом престарелых. Есть просто общество с ограниченной ответственностью, которое оказывает социальные и медицинские услуги. Хотя мы, например, медицинских услуг не оказываем: нам проще вызвать частных или государственных врачей, чем получить все лицензии. То есть, для оказания некоторых услуг, безусловно, нужны лицензии. И проверки, по идее, должны быть. Но проблема заключается в том, что на частную территорию не могут зайти ни пожарники, ни милиция, без согласия владельца, — объясняет Оснач. — Если же говорить о качестве услуг, то, например, раньше, у нас было видеонаблюдение, но сами родственники попросили его отключить. Люди боятся, что кадры попадут в сеть, например, и кто-нибудь будет их упрекать: мол, как так, сдал отца в дом престарелых. 

— И у нас, и в частных домах очень много проверок, — не соглашается Людмила Ваганова. — Нас постоянно проверяют: то санстанция, то пожарная безопасность.  

Тем временем, власти уже заявили, что сгоревший дом престарелых в Литочках работал нелегально. И о его существовании контролирующие органы якобы просто не знали. 

Добровольно никто не идет

Как относятся сами старики к жизни в доме престарелых?

Как рассказала "Стране" Людмила Ваганова, добровольно к ним никто не приходит.

— Всех приводят социальные работники, потому что люди уже не в состоянии следить за собой. Допустим, у нас 13 человек живет. В основном, все после инсультов. Если человек может сам себя обслуживать, — он никогда к нам не придет. Во всяком случае, в селах.   

Хотя условия жизни тут не такие уж и скверные: на одного человека уходит 4 тысячи гривен в месяц (почти в 3 раза больше, чем минимальная пенсия по стране — Авт.).

Видимо, в частные дома тоже никто не рвется. Во всяком случае, на сайте хосписа в Борисполе в разделе "Трудные вопросы" есть даже развернутая статья о том, как преодолеть чувство вины, и как морально подготовить родственника к переезду в дом престарелых.

— Да, бывает, иногда люди жалуются: мол, заперли меня сюда. А бывает и наоборот. Семья уезжает за границу, дедушку устраивают на две недели в дом престарелых. Приезжают забирать, а он говорит: "не хочу". Что мне там сидеть в четырех стенах? — вспоминает Оснач. — У нас он сыт, умыт, общается с людьми, а в городе родственники зайдут раз в неделю, и все. Так что разные бывают случаи.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.