Украинские официальные органы сделали все возможное, чтобы этот фильм не был показан. А когда им не удалось, украинские неофициальные лица очень постарались, чтобы его не увидели соотечественники. На вторые сутки после того как французская телекомпания Canal+ предъявила своей аудитории работу известного документалиста Поля Морейра, я потратил полдня, чтобы найти ее в Интернете с русским переводом, об украинском и говорить нечего. Не успевал я найти по ссылке нужное видео, как оно вдруг исчезало. Выяснилась, что в Сети ведется настоящая хакерская охота за этим фильмом – по крайней мере, в переводе на доступные гражданам Украины языки.
Дело это, конечно, бесполезное, также как и наши провинциальные попытки заткнуть рот французскому телеканалу, а заодно Гуглу, Ютубу, Фейсбуку и прочим носителям вражеской пропаганды.
Теперь по существу вопроса. Я не ожидал узнать из этого фильма что-то новое – и не узнал. Понятное дело, что на меня и не было рассчитано. Это было рассчитано на европейскую аудиторию. И в нем содержатся ровно два посыла, которые должны произвести особо сильное впечатление именно на европейцев. Начнем с первого. Цитирую: "Украинская революция породила монстра, который скоро обратится против своего создателя". Или даже так: "Познакомьтесь с ополченцами, которые украли революцию". Речь идет о "Правом секторе", батальоне "Азов" и прочих экстремистах. Главный герой – Игорь Мосийчук, самый колоритный представитель этой категории. Автор с ужасом и восхищением монтирует всем нам известные кадры: славный толстяк замахивается на женщину-судью, материт женщину-врача, бьет прокурора, жонглирует пистолетами, стреляет из винтовки в портрет Рамзана Кадырова, ну и так далее. В интервью Мосийчук также предстает брутальным и влюбленным в себя человеком.
Солидно представлен и лидер "Свободы" Олег Тягнибок. Вот он выбрасывает руку в нацистском приветствии с кличем Украина понад усе!" (европейцам не надо объяснять преемственность этого лозунга гитлеровскому "Германия превыше всего"). И вот он обнимается с Викторией Нуланд, Джо Байденом, а также с Жан-Мари Ле Пеном. Последний кадр особенно важен для французов: Ле Пен остается духовным лидером французских крайне правых, а его дочка Марин Ле Пен – лучший друг Путина и притом самый популярный политик во Франции.
Большая часть картины посвящена событиям 2 мая 2014 года в Одессе. Много ужасающих кадров, слезы матери, потерявшей своего сына, интервью с боевиками, в одном из которых раскаяние, а в другом – лютая непреходящая ненависть. Много визуальных акцентов на нацистской символике и жестах.
Второй посыл фильма – американское участие в вооруженном перевороте февраля 2014 года. Сообщения о финансовой, политической и технической поддержке, кадры с пирожками от Виктории Нуланд и так далее. Вывод: украинская революция – это лишь одно из полей глобальной борьбы Соединенных Штатов против России, а Украина – лишь пешка в этой игре.
Что ж, спорить тут даже не хочется. Хотя автор – по крайней мере, в первом пункте совершенно неправ. Он утверждает, что экстремисты украли революцию. Однако все наоборот. Толпы граждан, думавших, что они мерзнут на площадях за евроинтеграцию, были лишь массовкой при совершении вооруженного государственного переворота в Киеве и пассивными зрителями одесской бойни. Все сделали боевые отряды националистов. И как раз они вправе жаловаться, что революцию у них украли, а у власти все те же, а Мосийчук в тюрьме.
А теперь о главном: почему этот фильм появился здесь и сейчас? Во вступительной части автор признается, что следил за событиями на Майдане с большой симпатией к гражданам, выступившим за европейский путь и против коррумпированной власти. Однако что-то его тогда смутно беспокоило: свастики на рукавах протестантов, их агрессивное поведение, еще что-то… И вот теперь - не прошло и двух лет, - он что-то начал понимать. И вывалил горькую правду на головы ничего до сих пор не подозревающих европейцев.
Большинство населения нашего с презрением относится к отечественным СМИ – и имеет на то все основания. Однако это же большинство полагает, что там, в Европе, на Западе, свобода слова существует, и независимая четвертая власть – не фикция. Так вот, успокойтесь: фикция и там. Они могли держать свою публику в неведении и заблуждении сколь угодно долго – пока это соответствует интересам властей и корпораций. И линию свою меняют только в крайних случаях.
Когда французские фермеры заваливают навозом на парижские площади в знак протеста против разорительных антироссийских санкций, когда два самых рейтинговых политика Франции – упомянутая Марин Ле Пен и Николя Саркози (один из них будет следующим президентом) – соревнуются в комплиментах Владимиру Путину, шлют депутатские делегации в Крым и поносят Евросоюз, вот только тогда наступает время для подобной правды. Не раньше и не позже. А тут еще украинское руководство дураками выставляет европейских лидеров, выступивших соавторами и гарантами минских соглашений. И эти самые лидеры начинают подозревать, что подрыв минского процесса благословляет Америка, которой не нужна стабильная Европа, а нужен еще один антироссийский фронт. Параллельно нарастает общее понимание нищеты украинского прозападного проекта. А значит, будет нарастать и критика. Они вспомнят все, и мало нам не покажется.