"То в Киеве был бардак, а теперь уже и в Княжичи докатилось"

Почему жители села, где в ночь с субботы на воскресенье, разыгралась трагедия, не верят в официальную версию полиции

Анастасия Рафал

Рядом с этим перекрестком разыгралась кровавая драма, которая унесла жизни шести людей, фото: "Страна"

Село Княжичи - типичное для Киевской области село, где соприкасаются два мира: мир хижин и мир дворцов. Именно во втором в ночь в субботы на воскресенье и разыгралась страшная трагедия, унесшая жизни шести человек - сотрудников ГСО, КОРДа и полицейской разведки, которые перестреляли друг друга. Местные жители до сих пор недоумевают, что это было. Но в официальную версию полиции никто не верит. Почему, - выясняла на месте корреспондент "Страны". 

Во всем виновата сигнализация  

Место, где разыгралась трагедия, довольно специфическое.

- Поедете прямо, увидите кладбище, потом направо - и к лесу, - инструктируют нас местные. 

Сами они сюда захаживают редко. Этот участок села жители называют "Клондайком", так как здесь обитают только богачи. "То есть, прокуроры", - уточняют одни. "И бандиты", - добавляют другие. Но доподлинно никто не знает имён обитателей "Клондайка".

- Дело в том, что эти дома не введены в эксплуатацию. То есть, они есть, построены, люди там живут, а в эксплуатацию дома не введены. Почему? А чтобы нигде не светиться. Вроде как в воздухе живешь: ни налогов, ни собственности. В итоге, официально в селе проживает 5,5 тысяч человек. А вместе с ними - тысяч десять. Мы хотели перепись провести, но без разрешения свыше не имеем права. Писали в соответствующие министерства, но увы... Нельзя нам знать, кто тут живёт, а ближайшая перепись только в 2020 году будет. Да и то это неофициальная информация, - объясняет секретарь сельсовета Роман Титарев. 

Рано утром 4 декабря он уже был на месте трагедии. Говорит, к шести утра там собралось с десяток полицейских машин. 

- Все были в шоке, и все обсуждали между собой, что произошедшее - следствие полного бардака в стране в целом, и в полиции - в частности, - вспоминает Роман. 

Впрочем, уже в понедельник на месте бойни не было ни одного полицейского. 

- Так Аваков же уже все выяснил: во всем виновата сигнализация, - иронизирует секретарь сельсовета. 

Местные жители до сих пор не могут понять, что же произошло в их селе. 

Дело в том, что "Клондайк" находится на окраине села - возле леса. Места тут не многолюдные: можно часами стоять на улице, и встретить всего несколько прохожих. Даже о том, есть ли кто в окрестных домах, можно догадываться лишь по косвенным признакам: очищен ли от снега заезд в ворота, например, или нет. Потому что на звонки никто не реагирует. 

- Даже и не пытайтесь, - говорит сотрудница сельсовета. - Они и нас не пускают: звонишь, стучишь - никакой реакции. Хотя мы же по работе приходим. В общем, село само по себе, а они - сами по себе. 

- Я уже семь лет в селе служу. Меня туда один раз позвали дом освятить. А больше я там никогда и не был, и никого не знаю, - разводит руками отец Корнелий. - Да они, мне кажется, и сами друг друга не знают. Живут за своими заборами.

Латифундист Голицын 

Замкнутый образ жизни обитателей "Клондайка" породил целый ряд интересных вопросов: в чей же дом пытались залезть грабители, если вообще кто-то кого-то намеревался грабить.  

Дело в том, что расстрелянная машина ГСО находилась посреди дороги на улице Корнийчука - напротив довольно скромного, по местным меркам, дома. Справа от него, действительно, находится недостроенное здание, слева - пустырь. 


По версии полиции, воры пытались проникнуть вот в этот крохотный дом. Фото: "Страна"


Фото со стороны улицы. Фото: "Страна".

- Дом этот в эксплуатацию не введён, но записан на какую-то пенсионерку, - рассказывает Роман Титарев. 

Которая, похоже, там не живёт. 

- Если брать там поблизости, то уж если и лезть к кому - то к местному латифундист Голицыну. 

- А чем он занимается? - спрашиваю. 

- Чем все они. Скупает подешевле, продаёт подороже. Он тут редко бывает. Чаще, видимо, за границей время проводит. Вот к нему могли полезть, если это вообще была попытка ограбления. 

Версия, озвученная полицией, жителям Княжичей кажется невероятной. В пересказе простых людей она вообще выглядит так. 

- Приїхала одна полiцiя, пострiляла другу полiцiю, а потiм друга - третю. Ой, шо казать! Шо в усiй країнi коїться, те й у нас, - на ходу объясняет мне местная жительница, что у них тут в селе произошло. - То тільки в Києві був бардак, а теперь уже і в Княжичі, - крестится, - докотилось.   

Некоторые, впрочем, обратили внимание на две интересные детали. 

- Во-первых, на снегу не было крови. Значит, ГСО-шников расстреляли прямо в машине, - предполагает депутат райсовета, проживающий в Княжичах, Игорь Фирсов. - Во-вторых, на заборах и столбах нет следов от пуль: значит, стрелявшие видели, куда они целились. 

- То есть, - полагают местные, - стрелявшие не могли не видеть опознавательных знаков на машине ГСО. 

Получается, что одно подразделение полиции расстреляло другое.  

Это наблюдение сразу породило ряд домыслов. 

 - А где гарантия, что сигнализация вообще сработала? В каком доме? Может, это просто разборки? - размышляет вслух секретарь сельсовета Роман Титарев. 

 - Из за чего? - спрашиваю. 

 - Да мало ли из-за чего... 

 - А почему здесь? 

 - Ну, а что ж им, в Киеве стреляться? - находится секретарь. 


Не перестрелками едиными. Иногда в Княжичах разыгрываются и любовные драмы. Фото "Страна"  

Ещё одна версия, которую мне подбрасывают один из местных депутатов, выглядит так: ГСОшников могли вызвать... сами преступники. 

Тут логика такая: в наших реалиях полицейские и воры обычно неплохо друг друга знают, и даже сотрудничают. ГСО заинтересовано в том, чтобы домовладельцы пользовались их услугами, и платили за это деньги. Раз сигнализация сработала в соседнем доме, - значит, в доме, куда лезли грабители, её, вероятно, не было. То есть, таким образом, хозяевам, возможно, намекали, что надо бы подписаться на услуги ГСО, а то ведь время нынче неспокойное. Ну а дальше - понятно. Грабители увидели облаву, и вызвали свою "крышу". Правда, и в этой версии тоже много всего невероятного: начиная уже с того, что в богатом доме могло не быть сигнализации.

Тем более, что уже есть рассказ самого водителя ГСО, который подтверждает, что приехали на сработавшую сигнализацию, встретили двух неизвестных людей, а потом приехал КОРД и открыл огонь на поражение:

Словом, слухи по селу ходят разные, обрастая на ходу самыми невероятными подробностями. 

- Вот вы говорите: "полицейские друг друга перестреляли", а я так вообще слышал, что бандитская перестрелка была. Люди говорили: "кучу оружия на месте нашли", - пожимает плечами отец Корнелий. 

- Версий можно выдвинуть, сколько хочешь. Но это все фантазии. Надо хотя бы понимать, где сработала сигнализация, кто стрелял первым, откуда? Это только теперь судмедэксперты смогут установить, - говорит депутат Броварского райсовета Игорь Фирсов. 

- Я сегодня к одному охраннику подошёл, он как раз из ГСО. "Ну что? - спрашиваю. - Какие версии?" - "Ждём официальных результатов", - отвечает. И я бы тоже подождал. Мы наверняка ничего не знаем, - разводит руками депутат сельсовета Александр Сербин, который когда-то служил в АТО, а теперь помогает наводить порядок в родном селе.  


В селе есть дома и подороже, чем тот, вокруг которого разыгралась трагедия. Фото "Страна"  

Ограбили Бойко    

- Ситуация сложная, - констатирует глава сельсовета Виктор Петренко. - Говорят, Княжичи и ещё соседние Гоголев и Калиновка занимают одно из первых мест в районе по количеству ограблений. 

Пару лет назад в селе ограбили дом экс-министра экологии Виктора Бойко. В 2005 году издание "Факты" так описывали его дом: "выполнен в английском стиле, с мансардой и встроенным гаражом. Рядом бассейн площадью 30 квадратных метров. В нем любят купаться супруга Ирина и две дочери.

В центре большой лужайки с аккуратно подстриженным газоном стоит летняя беседка, обвитая растениями. Возле нее - метровая статуя одетой в древнегреческий хитон женщины с кувшином. Виктор Алексеевич щелкает выключателем - и из кувшина струится вода. Есть еще скульптура медведя с кружкой в лапах и бочонком. Медведь - подарок от администрации тюрьмы, расположенной на территории избирательного округа Виктора Бойко в Кировоградской области. В свое время он снабжал это пенитенциарное заведение углем... Обстановка в комнатах простая и неброская. Исключение составляет разве что гостиная с бильярдным столом, камином, кожаными диванами и медвежьей шкурой на полу". 

- Но воры то знали, зачем они лезут. Они же не просто так полезли, - предполагает секретарь сельсовета Роман Титарев.

Сегодня Бойко в селе не появляется. Но, видимо, и без него здесь есть кого грабить. 

- Особенно ситуация усугубилась в последний год, - говорит глава сельсовета. 

Воруют все: разбивают окна машин, и что-то тащат, срезают счётчики электроэнергии, которые теперь должны стоять на улицах, чтобы технические работники могли снять контрольные замеры. 

- У нас из храма хотели вынести ящички для пожертвований, -говорит отец Корнелий. 

- На противоположной улице вроде бы недавно дом ограбили, - говорит отец Николай, секретарь Любомира Гузара, бывшего главы Украинской греко-католической церкви. Гузар уже 7 лет живёт в селе Княжичи. 

В этом доме уже седьмой год живёт, отойдя от дел, Любомир Гузар. Фото "Страна"

Приемная в доме Любомира Гузара. Фото "Страна" 

Полиция бездействует   

В том, что ситуация в районе усугубилась, местные обвиняют полицию.

- Они бездействуют. Участкового я последний раз видел полгода назад. Их по плану должно быть два на село, а по факту есть один на три села, - приводит невеселую статистику глава сельсовета. 

- Вон, можете подняться на второй этаж, там белая дверь без вывески. Это наш участковый, - иронизирует секретарь. - Только там всегда закрыто. 

В итоге, в селе создали свою охранную структуру - "Княжий дозор". Но из минимально необходимых 200 тысяч в год - для того, чтобы три человека ежедневно несли службу - в бюджете наскребли всего 112 тысяч. 

- У нас же подоходный налог забрали. Но дали акцизный сбор, правда, всего 5%. А от перестановки слагаемых сума не меняется, - смеётся Виктор Петренко. - Вот оставили бы нам все 100% акцизного сбора, - вот тогда бы тут была Швейцария. 

- Но все равно мы могли бы поставить себе видеокамеры. Пускай каждая стоит 20 тысяч. Но это же пока оформишь, пока со всеми службами согласуешь... - хватается за голову от обилия бюрократических проволочек секретарь Роман Титарев. - Мы вот когда год назад пришли в сельсовет, - тут даже компьютеров не было. И мы их год покупали, пока все бумаги оформили. 

А пока что жители села защищаются, кто как может. Некоторые сбрасываются и нанимают сторожей, другие ставят сигнализации. 

Инцидент, который произошёл в ночь с субботы на воскресенье, комментируют коротко. 

- Ужас. 

- Трагедия. 

- Я вот все прокручиваю эту ситуацию в голове, и не понимаю: ну как же так, что милиция друг друга перестреляла? Что же это за бардак? - удивляется местная жительница Лидия Семёновна. - Вы посмотрите, что творится?! Смотрела, вон, согласительный совет, они там черти что устраивают. Это ж уже бюджет принимают. Вот у меня раньше была пенсия 180 долларов, а теперь - 40. Я зашла в аптеку, купила лекарства, и осталось 300 гривен. И как, скажите, жить? А посмотреть их декларации - сколько ж можно воровать? Даже не знаю, что и сказать. Беда, одним словом. 

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.