Во времена Муаммара Каддафи, сотни украинских медиков отправились работать в Ливию. Тогда эта страна вкладывала огромные деньги в строительство новых медицинских учреждений и платила высокие зарплаты специалистам. Но затем в 2010 году в Ливии разразилась революция. И многие из наших сограждан были вынуждены уехать на родину. Но найти работу здесь так и не смогли. Поэтому вернулись обратно в Ливию. Где находятся и по сей день.
-Сейчас нас – украинцев, здесь около 1000 человек – рассказывает хирург из центрального госпиталя Триполи Василий. – После убийства бывшего лидера Ливии – Муаммара Каддафи, ситуация в стране очень тяжелая. Местные политики и военные развязали войну между собой. А на севере в городе Сирте (этот город является родиной Каддафи) – засели боевики ИГИЛ. Мы засыпаем и встаем под звуки стрельбы и взрывов. Так привыкли, что уже и не реагируем…
Во времена Муаммара Каддафи украинские медики утверждали, что перебравшись в Ливию они оказались в настоящем раю. Всем специалистам сразу по приезду давали просторные квартиры. А после года работы, их зарплата увеличивалась приблизительно на сорок процентов. Нашим медсестрам и врачам (так же, впрочем, как и всем гражданам Ливии) правительство начисляло так называемую нефтяную добавку. Проще говоря, процент от проданной государством нефти.
У медсестер зарплаты начинались от 1200 долларов в месяц, а у врачей - от 2000.
-Цены на товары в Ливии были низкими, - вспоминает Василий. – Поэтому, нашей зарплаты вполне хватало на то, чтобы прожить. А так же прокормить наши семьи на Родине. Оплатить обучение детей, купить им квартиры. Все изменилось, когда началась революция.
Заработную плату медикам начали задерживать. А потом и урезали оклады примерно в 2 раза. Многие из них решили вернуться домой. Но так и не нашли здесь работу. Во-первых, государство потребовало, чтобы они прошли переаттестацию и закончили курсы. Во-вторых, зарплаты у врачей и медсестер в Украине по сравнению даже с нынешними ливийскими копеечные.
-Была и еще одна проблема, - рассказывает хирургическая медсестра Тамара. – Возвращаясь домой мы везли с собой свои сбережения. Кто-то деньгами. А кто-то золотыми украшениями. Зная коррумпированность наших правоохранительных органов декларировать все это мы не стали – побоялись. А вдруг заберут? В результате деньги и драгоценности таможня у нас все равно отобрала. И многим не вернула даже часть из них. С одной стороны, сами виноваты. С другой, зря столько времени работали на чужбине. Я, например, десять лет в отпуске не была.
Оставшись без своих накоплений многие медработники приняли решение снова вернуться в Ливию. В стране продолжалась гражданская война. И воющие стороны остро нуждалась в опытных медиках.
-Мы приехали в Ливию, в надежде что ситуация стабилизируется – говорит, Тамара. - Кто же, знал, что весь этот кошмар затянется на годы? И с каждым днем ситуация ухудшается.
-Доллар здесь вырос в три раза – продолжает Василий. – Цены на продукты заоблачные. Выезжать за пределы Триполи – опасно. Вооруженные ливийцы отбирают автомобили. Многие наши врачи тоже купили оружие. Оно здесь, кстати, очень дорогое, в отличие от Украины. Но применять его боятся. Отдают машины лишь бы не нарываться на конфликт и остаться в живых. Я слышал, что автомобиль и деньги боевики забрали даже у представителей посольства Украины в Ливии, когда они переезжали отсюда в Тунис. Посольские, якобы, тоже все безропотно отдали.
Больше всего досталось врачам, которые работали в Сирте. Когда этот город захватили боевики ИГИЛ, наши врачи и медсестры попытались уехать. Но автобус, который они арендовали, остановили террористы и силой вернули медиков обратно. Обещали им, что будут платить зарплату и давать возможность нормально жить. Но, конечно, не сдержали слово.
- Жить по законам Шариата для украинской женщины не выносимо, – говорит медсестра Светлана. – Ты не имеешь права даже на улицу выйти. А твоими пациентками могут быть только женщины. Я сбежала, бросив имущество, автомобиль и деньги, при помощи своего бывшего пациента – ливийца. Он тайком вывез меня из Сирта. Теперь я работаю в Триполи. Надеюсь, что смогу получить свои сбережения в местном филиале банка. Слышала, что кого-то из наших при попытке бегства поймали. И то ли сильно избили, то ли убили. Но, правда это или нет-я не знаю. Когда, мне было страшнее всего? Однажды, еще до вторжения ИГИЛ ливийцы принесли нам с врачом-хирургом раненного. И, заявили: не вылечите, расстреляем! Очень злые были, все время держали нас "на мушке". Слава Богу, пациент был ранен в ногу. Мы его спасли.
На остальной территории страны медиков стараются не обижать. Но зарплату регулярно задерживают. В столице на 2 месяца. В провинции на 3-4 месяца. Кроме того, украинцы постоянно рискуют жизнью просто находясь в Ливии. Ведь, там то и дело происходят теракты или перестрелки.
-Конечно, большинство из нас с радостью бы снова вернулись на Родину – говорит Василий. – Но, проблема заключается в том, что международные банковские переводы в Ливии не работают. И переслать деньги в Украину мы не можем. А везти наличкой страшно. Вдруг опять заберут? Вот и ждем, когда что - то измениться к лучшему. Жаль, что дома о нас совсем не думают. И даже не знают о том, что во время революции в Ливии все иностранные и местные врачи сбежали, а наши травматологи и терапевты выполняли здесь функции хирургов. Учитывая тот факт, что в Украине сейчас тоже идет война наши знания могли бы на Родине очень пригодиться. Но, для этого она должна нас позвать и создать нам условия для работы. А пока мы видим, что дома мы никому не нужны. Да и в Ливии будущего нет. Когда я смогу забрать свои деньги, я постараюсь найти работу в одной из Африканских стран.