Кто такой Удальцов, который может подвинуть Навального с позиции лидера российской оппозиции

Один из лидеров протеста на Болотной вышел из тюрьмы, заклеймил Путина, Запад, Навального и назвал сепаратистов Донбасса "героями"

Фото: Life

В политических кругах Москвы прочат появление новой звезды на оппозиционном небосклоне. В среду из колонии вышел один из лидеров "Левого фронта" Сергей Удальцов.

Политик провел 4,5 года в тюрьме по обвинению в организации массовых протестов. Речь идет о событиях на Болотной площади в 2012 году.

Кто такой Удальцов и почему отсидевший оппозиционер Путину называет сепаратистов Донбасса героями и поддердживает аннексию Крыма?

От "Сталинского блока" до Зюганова

Карьера Удальцова началась сразу после окончания юрфака одного из московских вузов.

Будущий лидер левых выдвигался в Госдуму по списку "Сталинского блока – за СССР", но – безуспешно. В 2012 году на выборах президента России поддержал кандидатуру Геннадия Зюганова, чем удивил соратников, а затем предложил на тот момент главе РФ Дмитрию Медведеву и вовсе отменить выборы, оставшись у руля еще на два года. Сам он это объяснил как попытку разорвать тандем Путин-Медведев, Медведев же назвал это предложением узурпировать власть.

Грузинский след

Удальцова, который был одним из лидеров акций протеста на Болотной площади в 2011-2012 годах, задерживали неоднократно. 

Но по настощему серьезные проблемы у него начались после того как по НТВ был показан фильм "Анатомия протеста-2". В нем продемонстрировали запись скрытой камерой разговоров лидера "Левого фронта", а также его товарищей Лебедева и Развозжаева с грузинским политиком Гиви Таргамадзе (в то время - соратник Михаила Саакашвили). На ней обсуждалось финансирование протестных действий со стороны грузин. Эта запись легла в основу обвинений в организации массовых беспорядков с целью свержения власти.

Удальцов был признан виновным и отправлен в тюрьму.

Спустя четыре с половиной года Удальцов называет эту видеозапись "ударом по самому больному месту".

"Власти, обвиняя нас в сговоре с грузинами, в том, что брали деньги, – била в самое больное место. Потому что у нас была нормальная репутация, мы всегда жили честно, и я лично, и, надеюсь, мои соратники. … Все эти вбросы про деньги, про грузин – чем больше времени проходит, тем большим фарсом это выглядит. Этот Таргамадзе, который до сих пор в розыске, – это же просто смешно, можно еще 10 лет его разыскивать, 20, 30. Я понимал, что стал заложником ситуации и, к сожалению, ряд соратников на тот момент из оппозиции, мне кажется, что в душе они были даже довольны, что их активного конкурента на политическом пространстве власти изолировали", – сказал Удальцов на пресс-конференции на следующий день после освобождения.

 

Украинский вопрос

Еще находясь под следствием лидер "Левого фронта" в начале 2014 года поддержал аннексию Крыма и действия сепаратистов на Донбассе. Что отвернуло от него либералов и перессорило с другими лидерами несистемной оппозиции.

Один из главных вопросов, который интересовал публику после выхода Удальцова из колонии, – изменил ли он свою позицию по Украине? Оказалось, нет. Он назвал героями людей, воюющих на Донбассе "за право говорить на том языке, на котором считают нужным".

"Запад оказывает прямое давление на Российскую федерацию, используя ситуацию в Крыму и на Донбассе, где до сих пор гибнут люди, которые борются за свои права. Это герои по сути дела, кто защищает свою Родину, свое право говорить на том языке, на котором считают нужным, ситуация далека от разрешения. Запад цинично этой ситуацией пользуется в своих интересах", – сказал Удальцов 10 августа.

Политик показательно назвал аннексию Крыма присоединением полуострова, но при этом заявил, что по-прежнему выступает против Путина.

"Мы всегда разделяли любовь к Родине и любовь к власти. Родину свою я люблю, я патриот, но я не люблю эту власть, которая наш народ загоняет в яму", – заявил он.

Впрочем, с точки зрения симпатий российского электората такой подход может быть более эффективным на выборах президента России, чем невнятная позиция Алексея Навального, который в крымском вопросе лавирует между западными партнерами и российским избирателем.

Третья сила и единый кандидат от левых

Но пока Удальцов не может участвовать в выборах президента из-за судимости. Как и Навальный – правда, последнему это не помешало объявить об участии в выборах главы государства.

Сам Удальцов заявил о планах по выдвижению единого кандидата в президенты от левых сил.

"В России есть запрос на третью силу. Понятно, есть власть. Есть прозападная оппозиция, которая очень уж явно заигрывает с Западом. Я считаю, что в нынешних условиях, когда Запад оказывает прямое давление на Российскую федерацию, используя ситуацию в Крыму и на Донбассе… Мы не должны вставать на позицию поддержки власти только потому что на нее ополчился Запад… И в то же время я считаю, что оппозиции нельзя явно позиционировать себя как силу прозападную, апеллировать к Западу с просьбой о помощи. Некоторые этим злоупотребляют, призывая к чуть ли не оккупационной администрации в РФ. Я считаю, это недопустимо", – сказал Удальцов на пресс-конференции.

"Навальный – не мой кандидат"

Левый оппозиционер Удальцов заявил о необходимости консолидации со всеми представителями оппозиции независимо от идеологии. Но поддерживать кандидатуру Навального политик не станет.

"Я не пойду митинговать за Навального, он не мой кандидат. Против коррупции — да, но я не позволю нас использовать", — заявил Удальцов. 

"На мой взгляд, в России сегодня есть запрос на левую повестку. Именно поэтому лидер либерального течения Навальный перешел во многом на левопопулистскую риторику, а сама власть, несмотря на неолиберальную программу, также не отказывается от левых посылов. Поэтому освобождение Удальцова потенциально несёт политические угрозы, как для либералов во главе с Навальным, так и для властей, которые давно подчинили себе КПРФ и "Справедливую Россию", а реально оппозиционная левая структура, которая может стать третьей силой, противостоящая власти и либеральной оппозиции, вряд ли будет встречена положительно Кремлем", – считает политический обозреватель Павел Григорчук.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.