Саммит G-20 завершился. Украина, хоть и не была представлена в Китае, за ним следила пристально: на саммите представители "Нормандской четверки" - Франция, Германия и Россия - провели встречи друг с другом, также состоялась встреча Барака Обамы и Владимира Путина. "Страна" разбиралась в закулисьях саммита.
Есть прогресс
Одним из ключевых событий саммита можно назвать встречу Владимира Путина и Барака Обамы. До последнего не было ясно, состоится ли она. Но после, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что встреча между Владимиром Путиным и Бараком Обамой продлилась дольше запланированного и прошла хорошо.
Как сказал журналистам американский президент, стороны обсуждали вопрос прекращения огня в Сирии и минский формат. Обама также уточнил, что пути имплементации минских договоренностей будет определены в ближайшее время.
Реанимировался и нормандский формат. После того, как Кремль заявил о так называемых украинских диверсантов, которых задержали в Крыму, Владимир Путин заявил, что не видит смысла во встрече в Китае участников четверки. Тогда появились предположения, что Москва вообще хочет выйти из нормандского формата, что в любом случае усложняло бы любые переговоры по Донбассу.
Но, сценарий не оправдался. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что представители стран-участниц "Нормандской четверки" договорились продолжить работу по урегулированию ситуации в Украине и провести встречу. Согласился на нормандский формат и Путин. Он заявил по итогам саммита, что не видит другого формата для переговоров по мирному урегулированию на Донбассе кроме нормандского.
Сирийские противоречия
Насколько действенными были эти встречи? По мнению опрошенных "Страной" экспертов, ожидать каких-либо подвижек как по Донбассу, так и по Сирии, пока не стоит. Но вопросы постепенно сдвигаются с мертвой точки.
"Судя по тому, что Алеппо сегодня было окружено правительственными войсками, вряд ли сторонам удалось договориться. Сирийский вопрос решается на военном театре. Москва и Вашингтон это понимают", - говорит политолог Вадим Карасев.
Эксперт-международник Олег Волошин видит оптимистичную тенденцию в сирийском кризисе. "Нужно понимать, что у Москвы и Вашингтона нет противоречий по Сирии, - комментирует он "Стране". - Есть разница в подходах, но задача одна - прекращение огня. В Сирии есть два ключевых игрока - это США и Россия. Никто в Америке не отрицает, что без России решение проблемы невозможно. И наоборот. Очевидно, что есть определенные компромиссы, хоть и не все заточено под договоренности. Насколько Россия сможет выполнить свои обязательство и повлиять на Башара Асада, который не марионетка Кремля - вопрос. Как и вопрос, насколько Запад сможет выполнить свои обязательства".
Возвращение нормандского формата
Что касается Украины, то, несмотря на заявления Обамы и Олланда, эксперты не видят предпосылок к быстрому разрешению конфликта, хоть и отмечают, что выход из тупика найден. "В отличии от Сирии, украинский вопрос - это борьба между США и Россией. И здесь единого подхода нет. Москва хочет говорить напрямую с Вашингтоном, американцы же публично говорят, что Украина - это сфера европейцев", - говорит Волошин. Он добавляет, что ничего важного за спиной Украины, в принципе, не могло быть принято - и это нужно учесть.
Об этом же говорит и Карасев, отмечая, что отсутствие встречи "нормандской тройки" - это плюс для Украины. "Либо четверка, либо ничего. И если бы встреча состоялась, это было бы свидетельством того, что все решается без Украины, за ее спиной. Меркель и Олланд на это не пошли", - поясняет политолог.
По его словам, Киев хотел именно такой сценарий - "нормандский формат" позволяет выиграть время, продолжая состояние "ни войны, ни мира", которое пока устраивает власть. "Нас не оставили один на один с Россией - и это плюс", - заключает Карасев.
Поэтому ключевой остается грядущая встреча "четверки" - сначала на уровне министров иностранных дел, а потом, возможно и президентов. Пока же конфликт остается в вялотекущем состоянии, а основная проблема - выборы на Донбассе - до сих пор не решена и компромисс не достигнут. Пока Москва требует выполнения политической части минских соглашений - проведение выборов и изменения в Конституцию. Киев же настаивает на прекращении огня и возвращении контроля над границей. И значит, вопрос мира до сих пор висит в воздухе.
Хотя, следует отметить, что все участники встреч сказали - вопросы реализации Минских соглашений будут определены в самое ближайшее время. А значит есть шансы, что дело к миру пусть и медленно, но начнет двигаться. Как часто можно услышать от американцев, Обаме до конца своего президентского срока нужно закрыть самые ключевые проблемные вопросы. Один из них - это война в Украине. А потому ближайшие месяцы, возможно, будут очень насыщенными в переговорном процессе.