"Азов" спецслужбам не верит
Сегодня Шевченковский райсуд Киева должен избрать меру пресечения для главы крымского отделения гражданского корпуса "Азов" Станислава Краснова. Вчера по требованию защиты подозреваемого отправили на медицинскую экспертизу. В ночь на 28 февраля Краснов и его подруга Оксана Шелест были задержаны сотрудниками Службы безопасности Украины после закладки тайника на трассе Киев-Харьков возле села Счастливое. В тайнике были найдены пластиковая взрывчатка - 42 кг в тротиловом эквиваленте, а также 10 детонаторов, гранаты и т.д. Настоящей сенсацией стало заявление представителя СБУ о том, что имеются многочисленные доказательства сотрудничества Краснова со спецслужбами России (включая запись его разговора с якобы агентами ФСБ). А взрывчатку предполагалось использовать для убийства каких-то активистов в Херсонской области, которое, якобы, должно было спровоцировать вторжение российской армии.
Товарищи Краснова не верят ни в этот мотив – вряд ли российская армия ждет подобного повода для вторжения в Украину, ни в другие заявления СБУ. По словам пресс-секретаря "Азова" Александра Алферова, все это - "работа СБУ против добровольческого движения в Украине" и "против блокады Крыма", ведь Станислав Краснов был одним из активных участников этой акции. Лидер "Азова" народный депутат Андрей Билецкий заявил, что готов взять на поруки своего соратника, или собрать любой необходимый залог. Адвокат Краснова заявил, что его подзащитного избивали и пытали. Бойцы "Азова" проводят митинги с требованием освободить товарища. Между тем, дело принимает политический оборот, и версия о руке Москвы наименее опасна. Ведь если выяснится, что Краснов честный патриот, то встанет вопрос: против кого готовился теракт?
Конвой оплачен
Как и многие другие патриотические начинания, блокада российских фур силами активистов вылилась в поборы и рэкет. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков заявила вчера, что украинская полиция в обмен на сопровождение российских фур по территории нашей страны просит денежное вознаграждение. По данным Ассоциации, стоимость сопровождения одного транспортного средства по территории Украины от пункта въезда до пункта выезда, независимо от количества областей, по которым проходит маршрут, составляет 1170 украинских гривен. Представители Национальной полиции с этим не спорят, уточняя только, что такие услуги предоставляются "исключительно на добровольной основе". Такую заявку можно оформить на 17 приграничных пунктах пропуска. Десятки водителей российских грузовиков уже воспользовались этой услугой. По словам представителя МВД, "если такая фура будет иметь заключенный договор о предоставлении услуги сопровождения, правоохранители будут общаться с участниками блокады... пытаться как-то решить конфликт, достичь консенсуса".
Похоже, консенсус уже достигнут: полицейские получили новый источник заработка, активисты – моральное удовлетворение и свою долю. Но это – очень короткие деньги. В очередной раз подпорченный имидж государства, высшие чиновники которого громогласно гарантировали безопасный транзит, обойдется многократно дороже.
Университетские чистки
Аккредитационная комиссия Минобразования Украины вчера лишила лицензии еще десять вузов. Министр Сергей Квит заявил, что "большинство наших университетов, вузов и их филиалов не предоставляют надлежащего качества и там не происходит надлежащий учебный процесс". Зато успешно идет процесс сокращения. В прошлом году были лишены лицензий 76 высших учебных заведений и их филиалов. Всего планируется уменьшить число вузов в 2,5 раза – с 802 до 317. И качество учебного процесса здесь ни при чем. Современным требованиям подготовки специалистов отвечает вряд ли больше десятка украинских вузов. Остальные не могут обеспечить "надлежащий учебный процесс", и главная причина – катастрофическая нехватка финансирования.
Украине приходится отказываться от ситуации, когда едва ли не сто процентов выпускников школ поступали в вузы. Во-первых, столько специалистов стране уже не нужно, поскольку сфера их применения резко сузилась. А главное, нет денег. Между тем, Международный валютный фонд требует резкого сокращения государственных расходов, а потому режут и здравоохранение, и образование, и науку. Возможно, Министерству образования и науки удастся сконцентрировать средства на нескольких перспективных направлениях. Однако эти направления еще нужно найти.
Свобода слова под надежной охраной
Президент Петр Порошенко вчера подписал закон, предусматривающий уголовную ответственность за незаконное изъятие журналистских материалов и технических средств, которыми они пользуются в своей профессиональной деятельности, за нарушение тайны переписки и других видов профессиональной коммуникации, за создание препятствий и запретов. В этот же день Министерство информационной политики создало межведомственную рабочую группы по наработке изменений в законодательство в сфере свободы слова. В состав группы вошли 4 депутата Верховной Рады, председатели Гостелерадио и Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, а также директор департамента информации и коммуникации с общественностью секретариата Кабинета Министров. А неделю назад Петр Порошенко создал Совет по вопросам защиты профессиональной деятельности журналистов и свободы слова. Эксперты отмечают резко возросшую и даже избыточную активность в этой сфере. От которой, впрочем, свободы слова в стране больше не станет.
Правоохранительные органы легко и часто изымают у редакций и отдельных журналистов материалы и технические средства, и препятствуют их деятельности, пользуясь совсем другими статьями УК. То есть совершенно на "законных" основаниях. Поэтому появление поправок в УК об ответственности за "незаконное" изъятие им в этом никак не помешает.
Кроме того, в роли тарана часто выступают "общественные" организации – например, на прошлой неделе "активисты" атаковали офис телекомпании "Интер", а незадолго до этого разгромили редакцию "17 канала". Вызывает вопросы состав упомянутой рабочей группы. Тот же Нацсовет по телевидению и радиовещанию постоянно угрожает телеканалам, которые позволяют себе хоть на шаг отступить от той линии, которую власти понимают как "патриотическую". А его руководитель Юрий Артеменко на прошлой же неделе заявил, что будет требовать принятия закона, который запретит иностранным гражданам работу в информационной сфере. Есть подозрение, что именно в этом и будут заключаться новые законодательные инициативы.
Закрыть сирийскую проблему
США и Россия договорились о создании системы проведения операций в Сирии против террористов и соблюдения соглашения о прекращении огня. Об этом сообщил госсекретарь Джон Керри, отметив, что в последние дни несколько раз общался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Эти договоренности позволят гарантировать, что военные действия осуществляются действительно только против "Исламского государства" (ИГ) или "Джебхат ан-Нусры". Керри также отметил, что Вашингтон и Москва "крайне серьезно относятся к сообщениям о нарушениях соглашения о прекращении огня". "Мы не собираемся обсуждать их публично для прессы. Мы намерены устранять эти нарушения", — сказал он.
Таким образом, глава американского внешнеполитического ведомства развеял сразу несколько сомнений, возникших после начала перемирия 27 февраля. Во-первых, речь шла об объявленном Вашингтоном некоем плане "Б" на случай провала совместной мирной инициативы. Многие политики и эксперты решили, что Америка не верит в прочность плана мирного урегулирования и даже не очень этого хочет. Во-вторых, западная пресса – иногда со ссылками на официальные лица в Америке - сразу принялась сообщать о многочисленных нарушениях перемирия со стороны России. Теперь Джон Керри дистанцировался от таких заявлений, сказав, что не собирается обсуждать эти темы публично. Главный сигнал: Вашингтон исполнен решимости как можно быстрее закрыть сирийскую проблему. В преддверии президентских выборов администрации Обамы нужен хоть какой-нибудь успех на Ближнем Востоке. Будут ли также быстро американцы и в целом Запад пытаться закрыть проблему Донбасса, увидим уже в четверг, по итогам переговоров Нормандской четверки в Париже.