Выбор Зеленского: эффективные или контролируемые
Политический сезон-2020/21 уже начался, но активных действий пока никто не ведет – если не считать постепенной раскрутки предвыборных кампаний, которые, впрочем, ведутся больше на местном уровне. А вот на центральном уровне идет политическое брожение, которое может вылиться в большие кадровые изменения уже этой осенью.
Если оценивать не с точки зрения эффективности для страны, а с точки зрения президента, второй призыв власти Владимира Зеленского оказался для него лучше первого. Если первый ("соросовский") состоял из непрофессионалов, которые играли в свою игру, то нынешний – это такие же неэффективные менеджеры, но уже подконтрольные Банковой. И с этой точки зрения у Кабмина Дениса Шмыгаля гораздо меньше угроз отставки, чем у его предшественников.
Однако президент не может не понимать, что экономика катится по наклонной, что криминально-политическая обстановка в стране не улучшается, и все это вместе негативно отражается на его рейтингах. А потому вопросы о кадровых изменениях возникают регулярно.
Касается это, в первую очередь, двух блоков – финансово-экономического и силового. И там, и там сейчас находятся люди, подконтрольные Зеленскому, но не имеющие смелости для решительных шагов по исправлению ситуации (исключение составляет лишь министр внутренних дел Арсен Аваков: решительности ему не занимать, но подчиняется он только себе). Поэтому перемены в Минфине и силовых структурах назрели.
Однако проблема в том, что решительные и профессиональные менеджеры, как правило, плохо поддаются контролю. И сейчас Зеленский стоит перед дилеммой: сделать власть более эффективной или сохранить ее управляемость. Каким будет его выбор, станет ясно в ближайшие месяцы.
Ответит ли глава МИД за вранье?
Дмитрий Кулеба
Судя по всему, министр иностранных дел Украины по совместительству является и министром образования. Причем вне зависимости от того, кто конкретно занимает эту должность. Нынешний глава МИД Дмитрий Кулеба – уже третий министр, которому регулярно приходится обсуждать с коллегами тему закона об образовании. И вчерашний его визит в Бухарест не стал исключением.
Румыны, как и другие национальные меньшинства Украины, высказывают свое возмущение усилением насильственной украинизации, происходящим в последние два года. И причина – в двух законах: об образовании и о госязыке.
Вчера в столице Румынии Кулеба пытался отбиться от этих обвинений, сообщив, что украинская власть уже изменила закон об образовании в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии и больше менять его не будет.
Хотя не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что украинский министр в Бухаресте соврал. Причем дважды.
Во-первых, Верховная Рада вообще ни разу не меняла закон об образовании. Она приняла закон о среднем образовании, в котором немного смягчила нормы рамочного закона – чем внесла противоречия между ними. И если однажды кому-то захочется вернуть все к нормам закона об образовании, он легко все это сделает – хоть через Раду, хоть через суд.
Во-вторых, Верховная Рада не выполнила самую главную рекомендацию Венецианской комиссии – об отмене деления нацменьшинств на три сорта. В августе как раз долго обсуждался законопроект Макса Бужанского об изменении закона об образовании, который должен был уравнять русскоязычных детей с украинским венграми, румынами и болгарами (и руководство "Слуги народа" даже делало робкие попытки внести его в повестку дня, признавая, что речь идет о выполнении рекомендаций ВК). Но все это так и осталось словами.
Так что министр иностранных дел сделал официальное заявление, которое является откровенной ложью. И вопрос только в том, полагается ли при нынешней власти ответственность за такие заявления.
Минус 40% детей: ответ украинцев на победу Майдана
Минсоцполитики вчера опубликовал данные, которые являются самым объективным параметром отношения украинцев ко всем последним властям собственной страны. Глава директората защиты прав детей министерства РусланКолбаса сообщил, что с 2014 года количество рождающихся в Украине детей уменьшилось на 40%.
Люди могут придерживаться любых политических взглядов, быть в восторге от Петра Порошенко или Владимира Зеленского, ненавидеть Виктора
Януковича, но главный барометр их отношения к власти – это желание рожать детей при ней. Поскольку такое ответственное решение принимается, исходя из суммы ключевых факторов – собственных доходов семьи, социально-экономической ситуации в стране и политической стабильности. Безусловно, немалую роль играют и государственные стимулы поощрения рождаемости вроде пособий при рождении или ежемесячных выплат.
Так вот, принимая во внимание всю эту сумму факторов, «бандитскому режиму» Януковича доверяло на 40% больше людей, чем его реформаторским последователям. Естественно, речь идет о пятилетке Александра Турчинова и Петра Порошенко, поскольку объективные данные о президентстве Владимира Зеленского можно будет получить только по итогам 2020 года. Но есть подозрение, что они окажутся не лучше, чем при "патриотических" предшественниках.
И ситуация не изменится до тех пор, пока сама политика государства не вернется к курсу, который был при «бандитском режиме». А был он ни пророссийским и не проевропейским – а просто прагматическим, и его целью было дать все преференции экономике, чтобы в бюджете находились деньги и на высокие выплаты при рождении ребенка, и на дерибан власть имущими. А в последние шесть лет деньги находятся только на дерибан.
Лукашенко пообещал уйти
Вчера Александр Лукашенко озвучил свой план урегулирования ситуации в Беларуси в интервью российским телеканалам и одновременно через своих дипломатов "слил" его на Запад. Собственно, и то, что этот план был озвучен именно для российских журналистов, означает, что главным адресатом этого интервью был Владимир Путин. По сути, Лукашенко дал публичное обязательство выполнить то, что он уже обещал непублично.
Сам план в отдельных фрагментах уже звучал из уст самого белорусского президента и его чиновников, только теперь он получил четкие временные рамки: конституционная реформа, которая завершится не позднее 2022 года, передача значительной части полномочий президента премьеру, и после этого – одновременные досрочные выборы президента и парламента.
Короче говоря, переход к парламентско-президентской республике, которая должна стать чем-то средним между нынешней Украиной и Россией времен президентства Дмитрия Медведева.
Из всего перечисленного важен только срок – 2022 год. Бацька пытается взять отсрочку, чтобы, с одной стороны, утихомирить ситуацию в стране, с другой – попытаться дистанцироваться от нынешних слишком тесных объятий Кремля и в результате сохранить свою власть, только в видоизмененном варианте.
Но пространство для маневра у Лукашенко сегодня слишком мало. Запад вряд ли удовлетворится конституционной реформой, назначенной на 2022 год, и на новое сближение с непризнанным им президентом не пойдет. А это значит, что полноценную игру на две руки Бацька вести не сможет, как бы ему ни хотелось вернуться к такому раскладу.
Начинающиеся завтра российско-белорусско-сербские учения на территории Беларуси – это фактическое признание того, что контроль за ситуацией в стране берет на себя Кремль. И от вчерашних публичных обещаний Лукашенко уже не отвертеться.
Восемь лет для Михаила Ефремова
Помимо белорусского президента, персоной дня в Москве вчера был и звездный российский актер Михаил Ефремов. Все последние недели были наполнены информацией о том, как он совершил убийство за рулем, как пытался избежать правосудия и как в итоге все же оказался на скамье подсудимых. Вчера же был оглашен приговор – восемь лет тюремного заключения.
Приговор не такой уж и строгий, учитывая смерть пострадавшего и нахождение Ефремова в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Однако суть в том, что речь идет об известном актере и сыне не менее известного режиссера. Обычно в таких ситуациях дело пытаются закрыть по-тихому, и очень часто это удается. И в России, и в Украине.
Судя по всему, это было решение российских властей – сделать дело Ефремова показательным. Общество всегда негативно реагирует на ситуации, когда топ-персоны избегают того наказания, которое в их ситуациях получили бы обычные граждане, и Кремль решил на этом примере показать, что социальная справедливость в стране существует.
Несомненно, что подавляющее большинство россиян этот приговор одобрят – даже те, кто любит фильмы и сериалы с участием актера. И это станет еще одним очком в пользу режима Путина, который благодаря своей гибкой стратегии является более стабильным, чем все остальные режимы, которые находятся у власти 20 и больше лет.