Охота на бипатридов. Почему Будапешт массово возбуждает дела против украинцев, купивших венгерские паспорта

Александра Харченко

Закарпатье давно выглядит "венгерским" - даже на госучреждениях кроме украинского висят флаги соседнего государства. Фото: Марьяны Попович

В Венгрии начались проблемы у украинцев с венгерскими паспортами.

За последние годы корочки соседней страны получили сотни тысяч наших соотечественников. И если этническим венграм гражданство положено по венгерскому закону (хотя в Украине двойное гражданство запрещено), то немало кто просто его купил. Цена вопроса - 7-10 тысяч евро. При этом, как правило, от украинских паспортов также никто не отказывается, становясь по факту обладателями двойного гражданства (бипатридами).

Паспорт Венгрии - это пропуск для жизни и работы в любой стране ЕС. А некоторые еще и получают хорошие по украинским меркам пенсии (125-200 тысяч форинтов, что в переводе на гривне равно 12-20 тысяч). 

До сих пор венгры раздавали паспорта налево и направо, для этого надо было доказать наличие предков-венгров и сдать тест на знание венгерского языка. И на нелегальную выдачу корочек за деньги часто закрывали глаза.

Не секрет, что в этом бизнесе участвовали и венгерские госслужащие. Например, на слуху громкое дело бывшего мэра города Монок Жолта Сепеши, который помог получить паспорта почти шести сотням украинцам, не имевшим никакого отношения к Венгрии, и заработал на этом 400 тысяч евро. Экс-мэра приговорили к шести годам тюрьмы.

Теперь ситуация изменилась. Венгерские власти начали охоту на украинцев, получивших паспорта незаконно.   

"Страна" разбиралась, что стоит за паспортными облавами и как будет развиваться ситуация дальше.    

Сотни дел о мошенничестве

Против украинцев в Венгрии уже открыли около четырех сотен дел по обвинениям в незаконном получении гражданства, а задержали - больше тысячи. 

"Процедура была начата против тех, кто получил гражданство без знания венгерского языка, а также когда экзамен на знание языка сдавало подставное лицо", - сообщил генеральный прокурор Венгрии Петер Полт.

В то же время, по информации венгерских властей, у границы массово прописываются украинцы, чтобы получать пенсии и соцвыплаты. На нее имеют право те, у кого есть венгерский паспорт и кто постоянно проживает на территории Венгрии. 

"В одном доме может быть "прописано" по 100-200 человек. Местные прописывают в своих домах украинцев за вознаграждение в 70 тысяч форинтов (около 7 тысяч гривен). Когда это вскрылось, венгерские политики потребовали проверить всех украинцев, которые получают пенсию в Венгрии, а это около 10 тысяч человек. Начались облавы на тех, кто получил гражданство за взятки. Например, в пограничном с Украиной венгерском селе Хайдудорога полиция задержала чиновников, которые выдавали украинцам венгерские паспорта, и самих украинцев, которые незаконно получили документы", - рассказал "Стране" венгерский журналист Балаш Сабо.

Сами украинцы, которых лишают соцвыплат за фиктивные прописки, жалуются на несправедливое отношение.

Егреши Тибор, этнический венгр из Береговского района Закарпатской области, сетует на то, что прокуратура обвиняет в мошенничестве тех закарпатских венгров, которые зарегистрировались в соседнем венгерском поселке Ньирмеддьеш и регулярно ездят в Закарпатье.

"Я и моя семья в середине января ехали к родственникам, но на границе нас задержала полиция. Нас отвели в кабинет и кричали, что если мы здесь прописаны, то почему ездим через границу, почему не живем в Венгрии. И сколько денег мы получили на детей. Я еще так униженно себя не чувствовал никогда. В связи с этим хочу спросить, почему венгерские политики говорят с трибун, как нас, закарпатских венгров, любят, а венгерские полицейские так себя ведут?" - написал Тибор в своем обращении к венгерским дипломатам.

Миллион гривен пенсии

В начале 2019 года местная прокуратура действительно возбудила уголовные дела по обвинению в мошенничестве и подделке документе против трех человек, которые купили гражданство Венгрии, а также венгерских госслужащих, которые им в этом содействовали. Речь идет о фиктивной прописке в том самом поселке Ньирмеддьеш, по этому делу в розыск объявили сельского голову.

Внимание следователей привлекла семья закарпатцев, которые прописались в селе в 2014 году и не жили там, в 2015 году супруги оформили пенсию по возрасту, получив больше 11 миллионов форинтов пенсии и около миллиона форинтов - социальной помощи (это больше миллиона гривен).

После того, как уловка раскрылась, в Венгрии в прошлом году начались массовые проверки прописок, которые продолжаются до сих пор.

Выяснилось, например, что каждый десятый житель 3-тысячного Ньирмеддьеша оформил фальшивую прописку ради пенсий и социальных пособий. 

Оппозиция винит премьер-министра Виктора Орбана, что с помощью украинских пенсионеров с венгерскими паспортами он увеличивает свой электорат.

Сами закарпатцы также говорят, что перед выборами их не трогали. 

"Когда надо за Орбана вновь проголосовать, тогда не было проблем перейти границу - одна минута и нас пропускали. Тогда мы были нужны и все другие береговские люди с венгерской пропиской. А сейчас нас преследуют прокуроры. Если так и дальше будет, кто за Орбана еще проголосует?", - возмущается Тибор. 

"От украинцев с венгерскими паспортами Будапешт не видит пользы"

Эксперты объясняют, что венгерские власти перестали закрывать глаза на липовых пенсионеров из Украины и тех, кто получил паспорта незаконно, поскольку от них нет выгоды.  

"Пресса Венгрии пишет о сотнях дел на украинцев, которые годами получали пенсии и социальные выплаты как граждане Венгрии, но фактически ими не были
Власть сейчас перестала закрывать глаза на это, потому во-первых: это стало слишком ощутимо и видимо, во-вторых: власть не видит никакой реальной пользы от украинских владельцев венгерских паспортов", - сказала "Стране" Ирина Верещук, директор Центра Балто-Черноморских исследований.

Когда суммы начали достигать сотен миллионов форинтов, а это ощутимо для бюджета, контролирующие органы начали проверки.

"На самом деле эти люди проживали в Украине. Это стало возможным из-за лояльности местных венгерских властей, а также из-за желания официальной Венгрии поощрить венгров Закарпатья получить паспорт, а затем улучшить демографические показатели населения. Они лишь регистрировались в венгерских селах и городках вдоль границы, иногда десятки человек были прописаны по одному адресу. Однако ситуация вышла из-под контроля, счастливые обладатели венгерских паспортов быстро сориентировались, что можно получать выплаты из бюджета Венгрии, при этом жить по украинскую сторону границы", - говорит Верещук. 

 

К слову, проблемы у обладателей двух паспортов начинаются и на украинской территории. Люди говорят, что власти устроили настоящую охоту на владельцев венгерских корочек. Несколько депутатов местных райсоветов из-за этого уже сложили полномочия.  

По словам Ласло Брензовича, главы общества венгерской культуры Закарпатья KMKSZ, на закарпатских венгров пытаются давить и запугать их.   

"На границе часто останавливают и устраивают многочасовые проверки и допросы, причем без выдачи протокола. Поскольку речь идет о неоднократных случаях, мы считаем это преследованием представителей венгерской интеллигенции Закарпатья", - жалуется Брензович.

Знакомые с ситуацией источники в среде закарпатского бизнеса, впрочем, говорят о политической подоплеке в паспортных разборках.

"Это следствие борьбы клана Балог с губернатором Закарпатья Москалем, который опирается на венгерскую общину. Сторонники Балоги кричат о "венгерской угрозе". Это выгодно и украинских властям, которые перед выборами хотят мобилизовать своего патриотического избирателя под лозунгами противостояния внешней угрозе. У венгерского премьера Орбана - своя игра, он хочет показать себя строителем "Великой Венгрии" и защитником всех венгров. Поэтому паспорта будут раздавать и дальше, а тех, кто получает венгерские соцвыплаты незаконно, будут ловить, чтобы отчитаться перед избирателями", - говорит источник среди предпринимателей Закарпатья.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.